воскресенье, 2 октября 2011 г.

Тайна исповеди.

http://blagolub.livejournal.com/2186.html

Библия предписывает: «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» (Чис.5:6,7)
По вере Церкви, покаявшийся получает прощение грехов от самого Господа. Власть отпускать грехи, согласно вероучению, была дана Господом Иисусом Христом своим ученикам (а через них и Церкви): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22-23).



Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей».
В раннехристианских общинах практиковалась публичная исповедь, когда кающийся открывал свои грехи перед всей церковью, а все присутствующие христиане молились за кающегося, и считали его грехи своими.

Отлучённые от причастия кающиеся не допускались в храм, а стояли вместе с оглашаемыми в притворе, откуда должны были выйти перед началом литургии верных. В IV веке святитель Василий Великий ввёл тайные епитимии для соблудивших жён, которых могли убить их разгневанные мужья.

До конца V века, в Христианской Церкви допускалась как исповедь пред пресвитером, так и всенародная, в храме; К концу периода Вселенских Соборов (VIII—IX век) публичная исповедь окончательно исчезает и заменяется тайной. В X—XII вв. в Восточной Церкви покаяние и исповедь принимают те формы (духовничество духовников-священников из монашествующих и мирских и тайная исповедь), в каких они существуют потом целые века, и существуют по настоящее время, с правом духовника налагать тайную или открытую епитимии на тех христиан-грешников, которые прежде подвергались публичной исповеди.

Западная Католическая Церковь, исходя из мнения Фомы Аквинского и целого ряда ученых-богословов, устанавливает "печать молчания", безусловно воспрещая священникам говорить кому бы то ни было о том, в чем повинился кающийся на исповеди. 21-я статья 4-го Латеранского Собора грозит за нарушение этого правила пожизненным заключением в монастыре "строжайшего" ордена.

В Восточной Церкви тайна исповеди соблюдалась строго. Номоканон при требнике 1662, воспрещая открывать тайну исповеди, грозит виновному самой тяжкой карой. Безусловность тайна исповеди была поколеблена, когда царствование Петра Великого было омрачено мятежами и ему пришлось войти в суд даже с собственным сыном.

"Духовный Регламент" того времени, предусмотрев в трех пунктах "прибавлений о правилах причта церковного" жестокое наказание за открытие тайны исповеди, в других трех пунктах санкционировал разглашение тайна исповеди по отношению к тем, кто, "вымыслив или притворно учинив, разгласят ложное чудо", и к умыслившим государственное преступление, если они, "объявляя намеряемое зло, покажут себя, что не раскаиваются, но ставят себе в истину и намерения своего не отлагая, не яко грех исповедуют".

Существующий в настоящее время в Русской Церкви чин исповеди (помещенный в Требнике) имеет своим источником греческие чины, выработанные в XVI—XVII вв. На последние же большое влияние оказало древнейшее чинопоследование тайной исповеди под названием Номоканона Иоанна Постника, приписываемое Иоанну, патр. Константинопольскому, жившему в VI в. ( 596 г.).

В Русской Церкви в XV—XVII вв. чин исповеди существовал во множестве разнообразных и весьма обширных редакций, имея в основе чин исповеди Иоанна Постника. В XVII в. был издан печатанием сначала в Киеве (1620), затем в Москве (1639 и 1658 гг.) краткий чин исповеди, который с конца XVII века (после издания 1685 г.), после некоторых дополнений (дополнен покаянными тропарями, разрешительной молитвой из Требника Петра Могилы: «Господь Бог наш Иисус Христос» и увещанием к кающемуся) остается без изменения и до нашего времени.

Тайна исповеди – это один из основополагающих пунктов присяги священника, которую он дает перед рукоположением. У Феофана Затворника есть интересное замечание к исповедующим священникам, что на аналой надо положить для исповедующегося крест и Евангелие, а для того, кто принимает исповедь – нож. Если он кому-нибудь захочет рассказать что-то из принятой исповеди, пусть лучше язык себе отрежет.

Вот что говорят Правила поместных Соборов Святой Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша) / 147-е правило Поместного Карфагенского собора/:

"Вальсамон приводит в связь постановление этого правила с тем случаем, когда епископ или вообще какой-либо духовник откроет чей-нибудь исповеданный ему, т.е. тайно сказанный, грех, и пропоминает по этому поводу решение константинопольского патриарха Луки (1156-1169), которым последний лишает священнослужения игумена гиреграеского монастыря, за то, что он открыл грех, исповеданный ему его духовным сыном.

Это правило так же, как и решение упомянутого патриарха, приведены в 120 правиле Номоканона при Большом Требниκе, причем сказано еще следующее:

"духовный отец, аще исповесть кому грех исповедавшегося, имать епитимью: три лета да есть празден, токмо да причастится, в месяц единою, и да творит на всяк день поклонов сто; гражданский же закон глаголет, вскопати язык созади сицевому."

Сохранение тайны, открытой священнику на исповеди (sigillum confessionis), составляет и теперь непременный закон для каждого священника ("Книга о должностях пресвитеров приходских," § 109).

Некоторое отступление от безусловной тайна исповеди, за исключением этих случаев, может быть усмотрено в правиле о том, что перед хиротонией во священника духовник кандидата, исповедавшегося ему в тяжких (смертных) грехах, обязан доложить архиерею о недостойности кандидата быть иереем, хотя и без "имянного" перечисления этих грехов.

Слова, которыми, согласно требнику, должен сопровождаться приступ к исповеди в Православной Церкви, служат выражением тайны покаяния и обещанием сохранить ее. "Се Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, — говорит духовник кающемуся, — не устрашися, ниже убойся, и да не скроеши что от мене, но не обинуяся рцы вся, да приимеши оставление от Господа; аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елико речеши ми".

Сообразно этому взгляду на исповедь в процессуальных законах главнейших государств содержатся или воспрещение спрашивать на суде священника о том, что ему вверено в качестве духовного отца, или же предоставление ему отказаться от дачи такого показания.

В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» «тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди». Согласно п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди; аналогичное правило действует и в гражданском процессе (п. 3 ч. 3 ст. 69 ГПК РФ).

Согласно церковному каноническому праву, священник не может нарушить тайну исповеди ни при каких условиях. Это строго запрещено 120-м правилом Номоканона при Большом Требнике: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается на три года в служении, и каждый день должен класть сто поклонов.
Иеромонах Иосия о тайне исповеди передавал следующий рассказ:

«По пострижении в мантию, я находился положенное время безвыходно в храме. Однажды ночью я вышел из церкви и увидел, что в окне келлии старца схиархимандрита Илиодора светился огонь. Он был в то время болен. Войдя к нему, я увидел его лежащим на койке с воздетыми руками, очевидно, он молился и, не обращая никуда внимания, он спросил: «Это ты, чадо?», называя меня по имени. Подойдя к нему, я поклонился, а он, благословляя меня, сказал: «Ах, чадо! Сейчас видел я умершего духовника, он задержан на  мытарстве  за то, что доносил настоятелю грехи братские, открываемые на исповеди. 

Вероятно, сей духовник по причине малодушия не мог устоять перед вопросами любопытного настоятеля, за то  и  подвергся таковому несчастью. Святитель Димитрий Ростовский говорит о тайне исповеди: «Та тайна Божия запечатлена есть печатию самого Бога, яже есть Дух Святый,  и  никто же должен отрешити тоя печати  и  во явление людем открыти... Аще бы кий властелин или суд гражданский повелел,  и  нудма принуждал иерея, да скажет, каковый грех духовного своего сына,  и  аще бы прещением  и  муками  и  смертию претил,  и  убеждал ко изъявлению греха чьего, то иерей должен есть умрети, паче  и  мученическим венцем венчатися, неже печать исповеди отрешити,  и  тайну Божию в явление предати, изъявляя грехи духовного сына своего... (за что) вечною от Бога смертию казнену быти за изъявление» (Н.В. Маслов. Православное учение о спасении по трудам глинских старцев).

Уместно добавить, что ни один священник не имеет права отказать в исповеди православному христианину, обращающемуся от греха (Апостольское правило 52)

Комментариев нет:

Отправить комментарий