среда, 12 октября 2011 г.

Согласно Преданию Церкви св. Мария Магдалина никогда не была блудницею.

http://blagolub.livejournal.com/9842.html

Первым, кто увидел воскресшего Христа, была святая равноапостольная Мария Магдалина. Безусловно, даровано ей было это за особую верность и любовь к Господу:
"Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни", - утверждает основу истинной веры Господь (Откр. 2:10).

Предание Церкви отчетливо свидетельствует о святости и высоте жизни святой Марии Магдалины, о ней положительно  упоминают все четыре евангелиста, но нигде в Писании не говорится о том, что она была грешницей.



Прежде всего, необходимо отметить, что она была незамужней, поэтому в Евангелии и упоминается не по имени супруга, как это было принято у евреев, а по названию местности, из которой она происходила родом. Традиционно, «Магдалина» (ивр. מרים המגדלית‎, др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή) означает «уроженка города Мигдал-Эль». Буквальное значение этого топонима — «башня» (ивр. migdal‎ и арамейск. Magdala).

Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами и присоединилась к благочестивым женам, которые служили Господу и помогали Ему своим имением:

"9.Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. 10. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11. но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили" (Мк.16:9-11);

"1.После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, 2. и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3. и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим" (Лк.8:1-3);

"40. Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, 41. которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим" (Мк.15:40-41)
.

Свт. Димитрий Ростовский, следующим образом поясняет эти евангельские свидетельства:

"Относительно первой части жизни святой равноапостольной Марии Магдалины известно только то, что она была подвержена тяжкому, неизлечимому недугу, была одержима, по евангельским словам, "семью бесами"12 (Лк.8:2). Причина и обстоятельства возникновения этого ее несчастья неизвестны. Но святое Евангелие и отцы Церкви Христовой поучают, что такие особенные тяжкие страдания Провидение Божие допускает для того, чтобы "явились дела Божии", то есть чтобы явились особенные действия Божии в отношении к людям и особенные действия, совершаемые Богом чрез Мессию Христа, каково в настоящем случае исцеление от бесов, для славы Бога и Христа и для духовного просвещения, для спасения Марии Магдалины. По учению Христа Спасителя о подобных обстоятельствах следует полагать, что Мария Магдалина была одержима бесами не по причине грехов ее, или родителей ее, а Провидение Божие допустило это для того, чтобы Господь Иисус Христос явил дело Славы Божией, явил великое чудо исцеления Марии Магдалины, просветления ее ума, привлечения ее к вере во Христа Спасителя и к вечному спасению.

Так вот по всему этому-то многие благочестивые жены, которые исцелены были Христом от тяжких болезней и имели достатки от своих имущественных средств, сопутствуя своему Благодетелю в хождении Его с проповедью Евангелия, "служили Ему имением своим" (Лк.8:3), то есть, в случаях нужды, уплачивая расходы по насущным потребностям бедных, сопутствовавшим их Спасителю и, по указанию Его, оказывали необходимые пособия, нуждающимся в материальной помощи. Из таких благодарных жен Евангелист Лука называет Марию Магдалину первою (Лк.8:2), потому что она первая подала другим пример такого признательного служения делу Богочеловека, или же она преимуществовала пред всеми прочими усердием в этом святом деле"
.

Св. Мария Магдалина была при Кресте Господнем, о чем говорится в Евангелии:

"Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. 55. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; 56. между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых" (Мф. 27:54-56);
"При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина" (Ин 19:25)
.

Присутствовала при погребении Спасителя:

"57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею 60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. 61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба" (Мф.27:57-61).

Святитель Димитрий Ростовский повествует об участии святой в погребении Христа:

"И после смерти Исцелителя Своего Мария Магдалина не покидает Его: она сопровождала перенесение тела Его Иосифом Аримафейским и Никодимом  от креста ко гробу, была при погребении Его, смотрела, где полагали Христа (Мф.27:61; Мрк.15:47) и когда, чтобы отдать честь по закону Божию наступающему уже великому празднику Пасхи, оставила погребенное Его тело, то пламенная благодарная любовь Марии Магдалины в глубокой скорби открыла ей источник утешения. Любовь внушила ей желание оказать и с ее стороны возможную последнюю честь уничиженному иудеями ее Спасителю. Она покупает миро и ароматы (Лк.23:56), чтобы помазанием тела погребенного Христа воздать Ему, по еврейскому обычаю, возможную почесть".

Святая равноапостольная Мария Магдалина была одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении Христа, о чем также сообщается в Евангелии:

"1.По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. 2. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3. вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4. устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6. Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7. и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. 8. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его" (Мф.28: 1-8);

"1.По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. 2. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3. и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? 4. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. 5. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. 6. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. 7. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. 8. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись" (Мк.16: 1-8).

И, как говорилось в начале, святая сподобилась первой видеть воскресшего Христа:

"11. А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12. и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. 13. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. 14. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. 15. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. 16. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! 17. Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. 18. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, [что] видела Господа и [что] Он это сказал ей" (Ин.20: 11-18);
"9.Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов" (Мк.16:9).


Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. По Преданию, она благовествовала не только в Иерусалиме, но и в Риме (Рим. 16:6), и в Ефесе, где, до конца своих дней, помогала св. апостолу Иоанну Богослову. В 886 году при императоре Льве VI Философе мощи святой были торжественно перенесены из Ефеса в константинопольский монастырь святого Лазаря (известно о нахождении мощей Марии Магдалины в следующих афонских монастырях: Дохиар, Симонопетра [часть левой руки] и Эсфигмен).

Итак, Священное Писание не говорит нам, что св. Мария Магдалина была грешницею, но указывает на высочайшее равноапостольное достоинство этой святой.  Откуда же возникают утверждения, что святая подвижница была блудницею? Действительно, вне православной традиции мы видим подобные суждения, развившиеся в католической церкви. Так, в западной традиции уже св. Григорий Двоеслов допускает отождествление св. Марии Магдалины с женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея (Лк. 7: 36–50):

"Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку" (Омилия 23).

Однако Св. Писание не дает нам на это отождествление никакого основания. Образ Марии Магдалины, как кающейся блудницы закрепился и получил чрезвычайную популярность в средневековой Европе, в духе куртуазных романов того времени, благодаря  работе доминиканца Якова Ворагинского "Золотая легенда" (1260), второй по популярности на Западе в те времена книге после Библии. В итоге, этот неогностический миф дошел до наших дней, реминисценции которого видны в современной постмодернистской культуре.

Восточная Церковь свидетельствует о святой подвижнице, строго следуя Писанию и святоотеческому Преданию:

"Аще бы Магдалина оною была блудницею, то вслед Христа и Его учеников явно грешнице, долгое время ходящей, что бы рекли ненавистницы Христовы жидове, ищуще на Него каковыя либо вины, да Его охулят и осудят. Аще ученицы Христовы единожды узревшие Господа с Самарянынею беседующа, чудяхуся, яко с женою глаголаше, кольми паче враждебницы не умолчали бы, егда бы видели явно грешницу по вся дни Ему последующую и служащую" (свт. Димитрий Ростовский).

Не допускает Св. Предание отождествление св. Марии Магдалины с евангельской грешницей (ни с Марией, сестрой Лазаря):

"Восточная греко-российская православная Церковь ныне, как и прежде признает все эти, упоминаемые Евангелиями с разными признаками, три личности за различные, особые, не желая основывать исторические сведения на произвольных, только вероятных толкованиях" (Читьи-Минеи, 22 июля).

Гомилии св. Иоанна Златоуста, св. Григория Паламы, других отцов Церкви, житийная литература твердо свидетельствуют о высокой жизни святой равноапостольной Марии Магдалины:

"Некоторые отцы Церкви и ученые полагают и учат, что св. Евангелисты во всех повествованиях о вышеупомянутых трех женах разумеют все только одну личность, которая в молодости, вероятно была предана разврату и за ее порочный образ жизни была одержима семью бесами. Услыхав о чудесах Христа, она идет к Нему в дом Симона фарисея: за живость ее сокрушения о своих грехах, она заслужила и получила от Спасителя прощение, и вследствие этого освободилась от семи, мучивших ее, злых духов; тогда она могла оставить, с родными своими, Лазарем и Марфою, Галилею и избрать своим жилищем Вифанию, где Иисус часто удостаивал посещениями их дом.
Такого мнения были, например, Климент александрийский, св. Августин, и св. Григорий Великий и другие. Таково было до настоящего времени мнение и западной римско-католической церкви.

Но большая часть новейших и западных ученых писателей отличают уже Марию Магдалину от Марии — сестры Лазаря. Они говорят, что Магдалина не оставляла Спасителя в последние годы Его жизни и следовала за Ним из Галилеи в Иерусалим, когда Он пришел туда к последнему празднику пасхи иудейской, тогда как сестра Лазаря, Мария оставалась в это время с братом и Марфою в Вифании, потому что ни один из Евангелистов не упоминает ее имени, перечисляя жен, последовавших тогда за Иисусом, прибывших с ним в Иерусалим. И в самом деле, эти две благочестивые жены являются в св. Писании носящими совершенно различные признаки: одна всегда именуется Магдалиною и исчисляется между женами, которые следовали за Христом из Галилеи; другая, напротив, именем сестры Лазаря из Вифании.

Такое постоянно различие их в отличительном прозвании не могло быть без значения у св. Евангелистов и необходимо ведет к мысли, что их не должно смешивать. Святой Ириней, знаменитый Ориген, св. Иоанн Златоуст и многие другие отцы Церкви и ученые отличают св. Марию Магдалину от св. Марии, сестры Лазаря, но признают кающуюся грешницу, упоминаемую св. Лукою в конце седьмой главы, за одно лице с св. Магдалиной. Но и это мнение положительно ничем не доказывается… Святой же Григорий Великий и некоторые другие толкователи св. Писания, которые признают св. Марию Магдалину за одно лицо с кающейся грешницей в доме фарисея Симона (в Наине), понимают под семью бесами, изгнанными Христом из Магдалины, разные грехи, которые она прижила себе худою жизнью и которые после ее покаяния пред Спасителем, будто оставили ее.

Но такое толкование слов св. Евангелия совершенно произвольно и противоречит общему значению, в котором употребляются эти выражения в Евангелии, где под ними везде прямо и определенно разумеется вселение в человека нечистых духов, которые, по допущению Божию, вторгались в тела несчастных не только в числе одного, но даже и целого легиона. Многие и позднейшие западные толкователи св. Писания принимают согласно с восточной православной Церковью, слова Евангелистов Луки и Марка о изгнании семи бесов буквально" (
Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. М., 1910. Кн. 11.
22 июля [32] ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий