воскресенье, 23 октября 2011 г.

Допустимо ли самостоятельное изъяснение Писания?

http://blagolub.livejournal.com/10194.html

И в православной среде сегодня (особенно среди миссионеров) заметно неофитское стремление растолковать Священное Писание как подсказывает  сердце и разум. О богодухновенности  самого  Писания свидетельствует Апостол:
"Все Писание богодухновен­но и по­лезно для науче­ния, для обличе­ния, для исправле­ния, для наставле­ния в праведности" (2 Тим.3:16).



На Карфагенском Соборе 397 года, был выделен весь корпус богодухновенных книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Богодухновенность подразумевает не только то, что истинным автором Писания является Сам Бог, но и то, что верное понимание Писания достижимо только при содействии Божием и невозможно при автономном его изучении:

«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:8-9).

В самой Библии невозможность самостоятельного постижения смысла Писания свидетельствуется в ответе евнуха, казнохранителя Ефиопской царицы Кандакии, который он дает апостолу Филиппу:

«Филипп подошел и, услы­шав, что он читает про­рока Исаию, сказал: ра­зу­меешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу ра­зу­меть, если кто не наставит меня? и по­просил Филиппа взойти и сесть с ним» (Деян. 8: 30,31).

Даже ученики Христа самостоятельно не смогли постичь сущности библейских пророчеств и только  Господь открывает им верное понимание Писания:

"Тогда отверз им ум к ура­зу­ме­нию Писаний" (Лк 24:45).

"Некоторые места Священного Писания прикровенны и как бы затемнены таинственностью... Бог сделал так по многим причинам. Во-первых, для того, чтобы Божественные тайны, без покрова духовного разума, не открывались всем, как верным, так и неверным. Иначе между нерадивыми и старательными не было бы такого различия в добродетели и благоразумии. Во-вторых, для того, чтобы и среди самих верующих, когда простирается перед ними неизмеримое поле познания, обличалось нерадение беспечных и открывалась ревность усердных", - замечает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Великолепный знаток Писания, осуществивший знаменитый латинский перевод Библии,  "Вульгата", блаженный Иероним Стридонский,  отмечает необходимость путеводного света отеческого разъяснения Откровения для верного  постижения слова Божия:

«в рассуждении о священных писаниях нельзя идти без предшественника и путеводителя» (Иероним Стридонский, блаженный. Письмо к Павлину).

Святой Иоанн Златоуст, слово которого признано вершиной антиохийской экзегезы,  говорит о необходимости содействия Духа Божия для понимания  смысла Писания:

"Для понимания Священного Писания нужна не человеческая мудрость, но откровение Духа, чтобы мы, узнав истинный смысл написанного, могли получить великую пользу",  "Исследующим Писания, надобно просвещение свыше, чтобы они нашли то, что ищут, и соблюли то, что найдут".

Верное разумение  Священного Писания возможно только при Божием просвещении и наставлении святых, пребывающих во Святом Духе, как говорит об этом апостол Петр:

"зная пре­жде всего то, что никакого про­рочества в Писании нельзя раз­решить самому собою. Ибо никогда про­роче­с­т­во не было про­износимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2Петр.1:20,21).

Блаженный Феофилакт делает важное замечание в экзегезе на это апостольское послание:
«пророки получают пророчество от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий»   (толк. на 2Петр.1).

О несостоятельности и даже пагубности автономного (самостоятельного, вне Предания) изучения Писания свидетельствуют многие отцы Церкви:

«Только в Церкви, — говорит Климент Александрийский, — хранится истинное ведение; кто  толкует   Писание  вопреки церковному преданию, тот потерял правило истины»;

"Кто не в Церкви, —
замечает св. Иларий Пиктавийский, — тот вовсе не может разуметь Божественного Слова ... Нет еретика,который не ссылался бы на Священное Писание, но, ссылаясь на него, еретики в действительности извращают и хулят его";

«Евангелие, — свидетельствует преподобный Марк Подвижник, — умом чистым читается; понимается по мере исполнения заповедей его самым делом. Но точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать в себе собственными усилиями: это дар Христов. Дух Святый, вселившись в верного и истинного служителя Своего, соделывает его и совершенным читателем, и истинным исполнителем Евангелия»;

Преподобный Симеон, удостоенный за высоту и безупречность исповедуемого учения имени Новый Богослов, пишет о даруемой от Духа способности понимания Писания: 

"В нашей власти читать Божественное Писание, но понимание его зависит от нас и не от нас. От нас зависит старание и внимание, какое нужно иметь при чтении. Способность понимать прочитанное дело Божией благодати. Сохранение же в уме и памяти понятого – дело одной благодати Божией. Поэтому не много таких, которые удерживают это в уме, как и вообще избранных и спасаемых немного. Чтение учит человека тому, что ведет его к Богу и делает Божиим. А по молитвам Бог проявляет милосердие к человеку и просвещает ум его, чтобы он помнил прочитанное. То, что написано о мирских делах, читающие могут понимать и сами, но Божественные и спасительные истины невозможно понять или помнить без просвещения Святого Духа" (прп. Симеон Новый Богослов. Слово”8″);

Ученик и защитник свт. Иоанна Златоуста, преподобный Исидор Пелусиот предупреждает дерзающих самостоятельно толковать Писание:

"Извращающие Божественные Писания и толкующие их по собственному своему произволу грешат непростительно. Они не смогут оправдаться обольщением и заблуждением, потому что пали по злонамеренности, а не по простоте. Они не укроются от спокойного и кроткого Ока, вопреки которому осмелились учить, потеряв разум от развращения";

Преподобный Никита Стифат, отражающий в своей душе все лучезарные дары любомудрия, усвоенные от  своего учителя, преп. Симеона, свидетельствует о духовном постижении Писания: 

"Божественное Писание постигается духовно, и сокрытае в нем сокровища только духовным открываются Духом Святым. Душевный же человек откровения их приять не может (1Кор.2,13,14), – т.к. он, кроме чередования помыслов своих о другом чем думать или внимать тому, что говорит другой неспособен. К тому же он не имеет в себе и «Духа Божия, испытующаго глубины Божии и единого ведающаго Божие» (1Кор.2,10,11), но имеет дух мира чувственный, ревности и зависти полный, спорливостью и раздором переполненный, по причине коего ему юродство есть углубляться в смысл Писания и мысли его исследовать. Не имея силы разуметь его, – так как все содержащееся в Божественном Писании «духовне востязуется» (1Кор.2,14), – божеских ли или человеческих дел касается, – он насмехается над теми, кои «духовно то сразсуждаютъ» (1Корю2.13), и таковых не духовным и не Духом Божиим водимыми именует, а возводительными (анагогиками, по произвольному наведению открывающими духовный смысл в Писании), и их слова и духовные разумения извращает и перетолковывать по своему смышлению. Но духовный не таков, но «востязуетъ убо вся» под действом Божественного Духа, «самъ же онъ ни отъ кого востязуемъ быть не можетъ», так как у него «умъ Христосъ, котораго никто изъяснить не можетъ» (1Кор.2.15,16)"(Добротолюбие, т.5, 3-я сотн.).

Господь строго заповедует хранить неповрежденным Его слово, не внося человеческих мнений и не меняя смысла Откровения:

«Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно» (Иер. 23:28);

«Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую» (Втор.4:2);

«Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Прит.30:6);

«Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то: то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение» (Ис.30:12-13);

«И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр.22:18-19)
.

Познание истины возможно только в истинном Предании, именно поэтому царь и пророк Давид восклицает:
 «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» (Пс. 118:113),

Господь, обличая иудеев свидетельствует о потере теми подлинного смысла Откровения Духа, подмене Священного Предания - преданиями человеческими:
"Вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры!" (Мф 15:6-7).

Великий Каппадокиец, свт. Григорий Нисский, названный в числе избранных отцов Церкви на V Вселенском Соборе, свидетельствует о необходимости пребывания в твердых границах  Предания при изучении данного через Пророков и Апостолов слова Божия:

 "Надлежало, взирая на лик святых, разумею пророков и патриархов, которым многочастно и многообразно возвещалось слово истины, и потом на бывших самовидцами и служителями Слова, благоговеть пред достоверностью тех, кои свидетельствованы Самим Духом, пребывать в границах их учения и знания, а не дерзать на то, что не было доступно разумению святых";

Об этом же говорит св. Иоанн Кассиан Римлянин:

«Надо заботливо наблюдать, чтобы ложное толкование Священного Писания, подделываясь под чистое золото, не обмануло нас. Так, диавол старался искусить и Господа Спасителя как простого человека, когда... говорил: “Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею”» (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Десять собеседований отцов, 1.20).

О смертельной опасности для души самочинного, вне отеческих поучений разумения Писания предупреждают авторитетнейшие аскеты Восточной Церкви, возшедшие по лествице добродетелей в Царство Божие:

"Однажды авва Аммон пришел к авве Пимену и спросил его: если случится беседовать с братом, - из чего лучше заимствовать беседу, из Писания или из Отеческих изречений? Старец отвечал: если не можешь молчать, то говори лучше из Отеческих изречений, нежели из Писания. Объяснение Писания сопряжено с великою опасностию для души" (Отечник);

Великий пустынник и чудотворец, преподобный Варсонофий в переписке со св. Иоанном,  предостерегает об опасности суждения о Слове Божием вне отеческого разъяснения:

"Но как мы, по причине нашей немощи, еще не достигли того, чтобы ходить путем совершенных, то будем (по крайней мере) беседовать о том, что служит к назиданию из слов отеческих, а не вдаваться в изъяснение Писаний, ибо дело сие представляет немалую опасность для несведущих. Писание изречено духовно, а человек плотской не может рассудить духовного, ибо сказано: писмя бо убивает, а дух животворит (2Кор.3:6). Лучше будем в беседе прибегать к словам отеческим и найдем пользу, в них заключающуюся; но и ими будем пользоваться умеренно, вспоминая сказавшего: от многословия не избежиши греха (Притч.10:19)". (Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Ответ 466);


Преподобный Иоанн Лествичник, автор "Лествицы духовной",  говорит о духах "помогающих" обученным внешним наукам в толковании уводящем в богоборство:

“Глубоко море Писания и не безбедственно носится по нему ум безмолвника: опасно плавать в одежде, и касаться Богословия страстному", "Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных, и еще более, в обученных внешним наука, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие, или, лучше сказать, богоборство, по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований" (Лествица, 26-151).

Апостольское учение о Церкви, как единственном истинном и непогрешимом руководителе в истолковании Священного Писания, находим у святого Викентия Леринского. На вполне реформаторский вопрос: 
"Если писаное Божие слово свято, совершенно и вполне понятно при сличении одних мест с другими, то какова нужда добавлять к сему еще и авторитет церковного понимания Священного Писания?" — св. Викентий Леринский отвечает:

"Эта нужда состоит в том, что Священное Писание, по причине самой его высоты, не все понимают в одном и том же смысле: один толкует его слова так, другой иначе, так что из него, как видится, можно извлечь почти столько смыслов, сколько имеется людей. По-своему объясняет Священное Писание  Новациан, по-своему Савеллий, по-своему Донат, Арий, Евномий, Македоний, по-своему Фотин, Аполлинарий, Прискиллиан, Иовиниан, Пелагий, Целестин, по-своему, наконец, Несторий. Оттого-то — при таком множестве разного рода заблуждений — безусловно необходимо управлять ходом истолкования пророческих и апостольских писаний, согласуясь с нормой их церковного и вселенского понимания".


Поэтому, святой Киприан Карфагенский говорит: "Если мы обратимся к источнику Божественного Предания, тотчас прекратится людское заблуждение".

Само познание Писания, согласно православному вероучению, не должно сводится лишь к чтению, но должно составлять основу духовной жизни всех верных:

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис.Нав.1:8)

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4:16);


"Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его" (Лк 11:28);

  "Нужна чистота жизни, чтобы для возрастания в добродетели распознавать прикровенное в Писании. Но кроме того, нужно и продолжительное занятие Писанием, чтобы важность и таинственность Божиего слова через непрестанное поучение запечатлелась в душе", - поучает святитель Василий Великий;

"Божественное Писание читай делами, а не многословь, тщеславясь одним пониманием", - открывает суть верного постижения откровенного слова  преподобный Марк Подвижник.

"Нельзя удовольствоваться знанием того, чего хочет Бог. Надо знать, как, когда, почему и зачем Он хочет этого... Ибо если в деле будет недостаток по одному такому обстоятельству или если мы будем совершать его не от всего сердца и не изо всех сил, то оно не будет совершенным" - указывает преподобный Никодим Святогорец.

"Слово Божие есть семя живое, божественное, которое должно прорастать на земле сердец наших духовными плодами. Зачем посеянное на земле семя нужно, если оно плода не приносит? Так и слово Божие, проповеданное и слышанное, бесполезно, если не приносит плода в сердцах наших, то есть когда по правилу его мы не стараемся исправить нашу жизнь. Бесполезно слышать слово Божие и не жить по правилу его: только в горшее осуждение будет нам слышанное и не сохраненное слово Божие", - предупреждает нас святитель Тихон Задонский.

В "Пространном Православном Катехизисе",  являющемся Символической книгой нашей Церкви, сказано о необходимых условиях деятельного изучения Писания:

«Во-первых, необходимо читать его с благоговением как слово Божие и с молитвой о его понимании; во-вторых, с чистым намерением, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам; в-третьих, понимать его следует в согласии с изъяснением Православной Церкви и святых отцов» (Пространный Катехизис, п.56).

Итак, понимать Писание в согласии с изъяснением Церкви и святых отцов возможно только в на основании Священного Предания. Пято-Шестой (Трулльский) Вселенский Собор своим 19-м правилом несомненно утверждает апостольское учение Вселенской Церкви об изъяснении  Священного   Писания   Священным  Преданием:

"Предстоятели Церквей  должны  по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир  и  народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкве в своих писаниях,  и  сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающаго".

Согласно комментарию одного из лучших толкователей канонического кодекса Восточной Церкви, Иоанна Зонара:

"Св. Отцы хотят, чтобы они (епископы) учили не от себя, а от Божественных Писаний, и толковали его по изъяснению Божественных Отцов, а не по собственному разумению и соображениям".

Замечательный подвижник и богослов XX века, преподобный Иустин (Попович) четко выражает в своем фундаментальном труде по догматике учение Церкви по этому вопросу, ссылаясь на Деяния Иерусалимского Собора:

"В 1672 г. Иерусалимский Собор издал постановление, подчиняющее церковной власти всякое издание и толкование Священного Писания. В этом постановлении сказано: "Веруем, что это Божественное и Священное Писание сообщено Богом, и потому мы должны веровать ему без всякого рассуждения, не так, как кто захочет, а как его истолковала и передала Кафолическая Церковь." Определение Иерусалимского Собора опирается на 19 канон Трулльского Собора и 91-е правило св. Василия Великого (взятого из 27-й главы его книги о Св. Духе, где Святой Отец излагает учение о Священном Предании)".

Это положение Собора, на которое указывает преп. Иустин, о необходимости истолкования Священного Писания исключительно в границах Предания Церкви, а не так кто как захочет, закреплено в  Символической книге Православной Церкви, "Послание Патриархов Восточно-Кафолическия Церкви о Православной вере" изданной в России в 1723 г.:

"Веруем, что Божественное и Священное Писание внушено Богом; посему мы должны верить ему беспрекословно, и притом не как-нибудь по-своему, но именно так, как изъяснила и предала оное Кафолическая Церковь. Ибо и суемудрие еретиков принимает Божественное Писание, только превратно изъясняет оное, пользуясь иносказательными и подобно значащими выражениями и ухищрениями мудрости человеческой, сливая то, чего нельзя сливать, и играя младенчески такими предметами, кои не подлежат шуткам. Иначе, если бы всякий ежедневно стал изъяснять Писание по-своему, то Кафолическая Церковь не пребыла бы по благодати Христовой доныне такой Церковью, которая, будучи единомысленна в вере, верует всегда одинаково и непоколебимо, но разделилась бы на бесчисленные части, подверглась бы ересям, а вемсте с тем перестала бы быть Церковью святою, столпом и утверждением истины, но соделалась бы церковью лукавстующих, то есть, как должно полагать без сомнения, церковью еретиков, кои не стыдятся учиться у Церкви, а после беззаконно отвергают ее".

В русской богословской традиции, также преподается учение о необходимости святоотеческого толкования для изучения Писания и запрет на самочинное его толкование. Известные святители, прославленные отцы и учители Церкви непрестанно свидетельствуют об этой истине:

«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книга Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа (2 Петр. 1:21). Как же не безумно истолковывать его произвольно?
Святой Дух, произнесший чрез Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов. И Слово Божие и толкование его – дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!
Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно: тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом; тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание...
...Не сочти для себя достаточным чтение Божественного Писания без чтения Св. Отцов. Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к слову Божию Св. Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительно воспитание и образование посредством их писаний. Ибо только из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Св. Писания». (свт. Игнатий Брянчанинов);


Святитель Феофан Затворник, один из лучших отечественных экзегетов, поясняет учение Церкви :

"Святой Филипп спрашивает евнуха: “Разумеешь ли, что читаешь?”. Тот ответил: “Как могу разуметь, если кто не наставит меня?” (Деян. 8, 30-31). Как часто испытывают то же читающие слово Божие и отеческие писания. Прочитанное не вмещается в голове, ум не может внимать ему и объять его, словно речь идет о чем-то чуждом ему, о предметах из неведомой области. Вот тут и нужен толкователь, знакомый с тем, о чем идет речь. У святого Филиппа был тот же дух, который давал и пророчества, и ему не трудно было растолковать все, что затрудняло евнуха. Так и для нас теперь: надо найти человека, который стоял бы на той ступени жизни и ведения, о которой идет речь в трудном для нас писании, и он растолкует все без усилий, потому что духовный кругозор на каждой ступени свой. Стоящий на низшей ступени не все видит, что видит стоящий на высшей, и может только гадать о том. Если невместимое для нас писание касается предметов высшей ступени, а встреченный нами толкователь стоит на низшей, он не разъяснит всего как следует, а будет все применять к своему кругозору, и мысль останется для нас по-прежнему темной. Надо удивляться, как берутся толковать о предметах Писания люди, совсем чуждые той области, к которой принадлежит тема. И выходит у них все не как следует, хотя возноситься своими толкованиями они не забывают" (свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года).

Об этом свидетельствуют и современные подвижники благочестия, так блаженный Паисий Святогорец пишет о некоторых  "самотолкователях":

«Что же происходит сейчас? Мало того, что такие «толкователи» комментируют пророчества по-своему, так они еще и сами трусят, подобно людям мирским. А им следовало бы проявлять духовное беспокойство и помогать христианам, всевая в них добрую обеспокоенность ради того, чтобы те укрепились в вере и ощутили божественное утешение. Я удивляюсь: неужели все то, что происходит, не заставляет их задуматься? И почему после толкований, данных ими от своего ума, они не ставят хотя бы вопросительного знака? А если они помогут антихристу с его печатью и увлекут в погибель и другие души?! Говоря в Евангелии «еже прельстити аще возможно и избранныя» (Мк. 13, 22), Господь имеет в виду то, что прельстятся те, кто истолковывает Писания от ума....
А другие заняты пророчествами, на которые дают собственные толкования. Не оговариваются, по крайней мере: «Так мне говорит помысл, — но утверждают: — Это так!» И приводят целую кучу собственных мнений"


Итак,  очевидно положительное согласие отцов Церкви в вопросе о  недопустимости самостоятельного изъяснения Священного Писания, о чем свидетельствуют и Соборные определения Церкви, и вероучительные Символические книги, и само Писание, и благочестивые поучения святых.
 
Замечательно эту мысль выражает священномученик Иларион (Троицкий): «И много можно дивиться тому, как далеко заходят люди в своем “истолковании” христианства. Чего только ни захотят они, тотчас все это и находят в Евангелии. Оказывается, что всякую свою праздную мечту и даже злонамеренную мысль можно прикрыть евангельским авторитетом.  Нет, вера Христова становится только тогда ясна и определена для человека, когда он нелицемерно верует в Церковь; только тогда бисер этой веры бывает чист, только тогда не смешивается он с кучей грязного мусора всевозможных своевольных мнений и суждений. Об этом ведь говорил еще апостол Павел, когда Церковь Бога Живого называл столпом и утверждением истины (см.: 1 Тим. 3: 15)».

Как бы не казалось удобным в миссионерских ли, катехизаторских ли или других целях предложить истолковать Писание, как подсказывает по человечеству сердце и  разум, такая "экзегеза" строго запрещена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий