пятница, 28 октября 2011 г.

Спасительно ли крещение в аду (крещение огнем)?

http://blagolub.livejournal.com/10512.html

Все сильнее и чаще в наши дни слышна новая, успокаивающая разнообразные формы общественного сознания мысль, что не столь важно Крещение для человека ни в жизни, ни в его эсхатологической перспективе в вечности.
В самом деле, - говорят не только протестанты, но и иные ортодоксы (см. http://blagolub.blogspot.com/2011/09/1.html ), - тот кто не был Крещен при жизни, будет крещен по смерти особым спасительным  "конечным и огненным крещением".



В подтверждение мнения о возможности «посмертного спасения через ад ... посредством крещения в огне» некоторые православные  апологеты "крещения огнем" приводят слова свт. Григория Богослова:

"Может быть, они будут там крещены огнем – этим последним крещением, самым трудным и продолжительных, которое поедает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха".

Интересно, но именно эти слова свт. Григория приводились не как аргументы спасительности подобного "крещения", а как  аргументы эсхатологии непреходящей вечности адского огня,  святителем Марком Эфесским, против католического учения о временном «очистительном огне»:
«Поэтому, если временные мучения после смерти, — будь то огонь, как вы говорите, или иное нечто, как мы говорим, — сразу же сменятся после оного Суда на вечные муки, то когда же будет иметь место тот очистительный огонь и когда он очистит проходящих чрез него? 

Вот, и Григорий Богослов говорит согласно тому, что говорил Иоанн Златоуст, именно: что тот огонь (о котором говорит Апостол) будет не временным и преходящим, но более мучительным и более длительным, ибо, говоря о новатианах, он так пишет в слове "На Светы": 

"Быть может, там они будут крещены огнем конечного крещения, более мучительным и длительным, который пожирает материал как солому и уничтожает легкую материю всякого зла" . Видите ли, как поверхностно касаются смысла ваши Учители, и как они не вникают в смысл его, как вникают, например, златоязычный Иоанн и тот (Григорий) Богослов и прочие всемирные светила Церкви... 

5. Затем, тот же великий во святых Григорий Богослов, творя умозрительное и таинственное слово о Пасхе, придя к тому месту, где говорит: "Ничего же не вынесем, ничего не оставим на утро", отчетливо и открыто являет, что за этой ночью нет никакого очищения, "ночью" называя настоящую жизнь каждого, и не допуская никакого очищения после нее

6.Затем, он же в слове "На побиение града", рассуждая так: "Не стану говорить, каковы мучения там для тех, кому здесь Он дает пощаду, но скажу только то, что лучше быть наказуему и очищаему ныне, нежели там быть преданным мучению, когда время наказанию, а не очищению" , — явно утверждает, что после отшествия отсюда нет никакого очищения, но — только вечное мучение».  (Свт. Марк Эфесский. Опровержение латинских глав. Слово первое).

Совершенно четко, не допуская  мысль спасительности подобного "крещения огнем" для уклоняющихся от Света Истины, говорят святые Отцы и Учители Вселенской Церкви. Святитель Иоанн Златоуст, в своем экзегетическом слове  поясняет смысл этого "крещения":

«Иоанн, в доказательство того, как легко приносить плоды, присоединяет: “Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин” разрешить ремень сапог: “Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”  … Теперь все перемешано между собою, и хотя пшеница блистает, но лежит вместе с плевелами, как на гумне, а не как в житнице. Тогда же будет большое различие. Где же те, которые не верят геенне? Иоанн два действия приписывает Христу: крестить Духом Святым и предать неверующих огню. Итак, если должно верить первому, то и последнему также необходимо. Потому-то он и поставил два предсказания вместе, чтобы одно, уже исполнившееся, уверяло и в другом, еще не исполнившемся. Точно также и Сам Христос весьма часто делает, иногда в одних и тех же вещах, а иногда в противных заключая два пророчества; и одно из них исполняет здесь, а другое обещает исполнить в будущей жизни, чтобы исполнившееся пророчество самых упорнейших удостоверяло и в том, которое еще не исполнилось. Так, например, тем, кто для Него все оставил, Он сторицею обещает воздать в настоящем веке и даровать жизнь вечную в будущем, и через настоящее воздаяние уверяет и в несомненном получении будущего. Точно также в настоящем случае поступил и Иоанн, сделав два предсказания, т. е., что Христос будет крестить Духом Святым, и что сожжет огнем неугасаемым
 Между теми, которые еще не приняли крещения, он не делает никакого различия и просто говорит: “Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают” (Лк. 3:9), указывая этим на казнь, ожидающую всех неверных; а по крещении делает некоторое разделение, так как многие из веровавших имели вести жизнь недостойную веры. Итак, никто не должен быть плевелами, никто не должен быть легким в веянии, или до того предаваться худым склонностям, чтобы они всюду легко увлекали его. Если ты пребудешь пшеницею, то хотя бы и постигло тебя искушение, не потерпишь никакого зла, так как и на гумне зубчатые колеса телеги не раздробляют пшеницы. Если же ты смешаешься с слабой соломой, то и здесь будешь претерпевать несносные бедствия, угнетаемый всеми, и там постигнет тебя вечное наказание …  Для того еще и нет суда, чтобы мы все вообще получили венцы, чтобы многие от лукавства обратились к добродетели. Итак, убоимся, слушая эту притчу, так как огонь этот неугасаем...
Если ты здесь поверишь этим словам, то когда отойдешь в жизнь загробную, не увидишь огненной пещи; если же здесь не будешь верить, то там хорошо узнаешь ее на опыте, но тогда уже невозможно будет избежать ее. Мучение, определенное проведшим жизнь неправедно, неизбежно»   (Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие по Матфею. Беседа 11).

Очевидно, что это «конечное крещение» или «крещение огнем» имеет не спасительный или очистительный характер, а характер наказания ("крещение" буквально означает "погружение" - "βάπτισμα"). Так и понимается это «конечное крещение»  святыми отцами:

«и последнее (крещение) — не спасительное, но истребляющее порок, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы, и наказывающее бесконечно», - пишет прп. Иоанн Дамаскин (ТИПВ. Кн.4. Гл. 9);

«Той», – говорит он, – «вы крестит Духом Святым и огнем» (Лк.3:16), т. е. – огнем просвещающим или же карающим, согласно заслугам каждого человека, получающего то, что отвечает его душевному состоянию ... «и пшеницу», т. е. – плодотворных в праведности, «соберет в житницу Свою», т. е. – в небесные обители; «плевелы же», т. е. – неключимых в подвигах добродетели, «сожжет огнем неугасимым» (Мф.3:12). Если же – неугасимый огонь, и материал для сожжения не истощим, то этим он представляет вечность наказания», - раскрывает смысл "крещения огнем"  св. Григорий Палама  (Омилии, 61. 8).

Вместе с тем,  апологеты "спасения из огня" ссылаются на слова апостола Павла:

"А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1Кор. 3:15).

Одни спасутся, замечают сторонники "крещения огнем", перетолковывая апостола Павла, «со славою, честью, наградой, другой спасется, но как из огня», возможно не без некоторых проблем, но спасется.

Как уже отмечалось, большую опасность представляет перетолковывание богодухновенного слова в ином от данного Богом смысле, - вспомним, как перетолковалось слово Божие еще в Раю: "Не бойтесь, не умрете, но будете, как боги".
Но, может быть, действительно возможно спасение «из огня»? Обратимся к Преданию Церкви  и святоотеческой экзегезе по этому вопросу:

Святитель Иоанн Златоуст совершенно не допускает мысли о "спасении из огня" в сотериологическом смысле:

"Сам спасется, но так, как бы из огня": вот и другое. Эти слова означают следующее: он сам не погибнет так, как дела, не обратится в ничто, но останется в огне. Это апостол и называет спасением; потому не просто сказал: спасется, а прибавил: "как бы из огня". Так и мы обыкновенно говорим: в огне сохраняются – о таких вещах, которые не сгорают и не вдруг обращаются в пепел. Потому, слыша об огне, не думай, что сожигаемые обратятся в ничто. Не удивляйся и тому, что апостол называет такое мучение спасением; он нередко о предметах неприятных употребляет хорошие выражения, а о предметах приятных – нехорошие. Например, слово плен обозначает дурной предмет; но Павел употребляет его по хорошему, говоря: "пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2Кор.10:5). Также, говоря о худом, употребляет хорошее выражение в следующих словах: "грех царствовал" (Рим.5:21); между тем слово царствование скорее хорошо звучит. Так и здесь, сказав: спасется, он выражает не что иное, как продолжение наказания, и как бы так говорит: сам же будет мучиться непрестанно» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа девятая на 1 Кор.3:12-15. Мучение грешников не имеет конца.)

Об этом же пишет и блаженный Феофилакт Болгарский:

«Сам он не погибнет так, как его дела, не перейдет то есть в ничтожество, но спасется, то есть сохранится целым, чтобы гореть ему в огне. И у нас о том дереве, которое не легко сгорает и обращается в пепел, говорят обыкновенно, что оно остается целым в огне, так что для сожжения его употребляется довольно много времени. Итак, грешник несет потерю от того, что трудился над такими делами, от которых погибает, и все свои усилия употребил на то, что не имеет бытия и не существует (ибо всякое зло есть нечто несуществующее), подобно тому, как если бы кто за большую цену купил себе труп вместо живого тела. Между тем сам, то есть грешник, спасется, то есть сохранится целым для вечных мучений» (Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на «Впрочем сам спасется, но так, как бы из огня»)

Также раскрывает смысл апостольских слов святитель Марк Эфесский:

«Грешников же, приносящих с собою зло, охватив, как удобный материал для этого, огня, он немедленно зажжет, и "дело" их, то есть злое расположение или действование (энергию), сожжет и до конца уничтожит, и лишит их того, что они принесли с собою, то есть лишит их злого груза, однако самих их "спасет", то есть на веки будет сохранять и соблюдать, дабы они не подверглись уничтожению вместе со своим злом. … Ибо выражение, что грешник "спасается якоже огнем" означает, что он пребудет мучимый в огне и не уничтожится вместе со своими злыми делами и душевным злым устроением.... вечно пребывая в огне, наследуют спасение, которое хуже гибели, ибо это-то, собственно говоря, и обозначает выражение "спастись", дабы не случилось им уничтожительной силой огня и самим также полностью быть уничтоженными» (Свт. Марк Эфесский. Опровержение латинских глав)

В русской богословской традиции, видим очевидное следование указанному толкованию:

"Что же будет тем, которого домик сгорит?! – Он спасется, такожде якоже огнем. Место это темно и подало повод к разным толкованиям. Слово: спасется означает, что он останется цел: домик его сгорит, а он не сгорит, не уничтожится. Что же будет с ним? Слова: такожде якоже огнем – указывают на сравнение. Возьмем это сравнение, и получим: спасется так же, как спасаются те, которых огонь захватывает в доме. Кругом огонь, надо бежать сквозь него. Что тут бывает? Иной пробежит почти не опаленный, другие – в разных степенях опаления, а иной так и остается в огне. Подобное сему будет и с теми, коих на огне суда домики погорят" (свт. Феофан Затворник. толкование на 1Кор 14-15. И егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет; а егоже дело сгорит, отщетится; сам же спасется, такожде якоже огнем)

Святоотеческое учение по этому вопросу обобщает А. Лопухин в известной редакции Толковой Библии:

«Впрочем сам спасется. По толкованию И. Златоуста и других древних церковных толкователей, вместо спасется нужно читать: сохранится или удержится (именно - в аду, чтобы испытывать постоянно мучения) ... Пастырь или проповедник, (строящий здание Церкви на едином для всех Церквей основании - Христе, но употребляющий для этой постройки негодные материалы, не будет на последнем суде осужден Христом, но за то ему предстоит самому видеть, как негодны те средства, какими он пользовался для построения Церкви.) Он увидит, что его духовные чада не в состоянии выдержать последнего испытания на Суде Христовом, и его совесть скажет ему, что это именно Он виновник их погибели. Огонь, так оказать, пройдет тогда по костям его... Какими глазами он взглянет на нелицеприятного Судью?»

Апостол Павел, что очевидно из святоотеческой экзегезы,  в Послании к Коринфянам говорит о "спасении" не в сотериологическом, а в экзистенциальном смысле, как о неуничтожимости грешника, но о его пребывании (крещении) в огне вечно.
Крещение, таким образом, согласно Священному Преданию, действенно и спасительно как Таинство Церкви. "Крещение огнем" - воздаваемое в эсхатологической перспективе грешникам, согласно слову Откровения, - не спасительно и вечно.

18 комментариев:

  1. Меня поражает маниакальное желание свести во ад чуть ли не жива всех неправославных. Вопрос о последних судьбах мира тёмный. Вот, что говорит об этом святитель Григорий Богослов: "Философствуй мне о мире или о мирах… _о Воскресении, Суде, воздаянии_, страданиях Христовых, ибо в таких предметах и _достигать цели небесполезно и ошибаться безопасно._"

    То слово(будет спасён - σωθήσεται), что употребляет апостол в словах "спасётся но как бы из огня" употребляется в Писании много раз.
    Вот эти места (можете сверить с греческим текстом):

    Мф.10:22 "и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца _спасется_." Параллельно

    Мк.16:16 "Кто будет веровать и креститься, _спасен будет_; а кто не будет веровать, осужден будет."

    Лк.8:50 "Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет."

    Может быть достаточно?
    Так что вся эта софистика имеет под собой только излишний апологетический задор и духовные корни, о которых Вам лучше поразмышлять перед Исповедью. "Каким судом судите, таким и будете судимы".

    ОтветитьУдалить
  2. Выше, по данному вопросу приводятся свидетельства боговидцев, признанных соборно Отцами и Учителями Вселенской Церкви. Очевидно, Ваше мнение несопоставимо уступает приведенным свидетельствам, при всем уважении к Вам. Упреки же Отцов в "маниакальном желании" и "софистике", вероятно, действительно повод для Исповеди.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
  3. Я действительно немного невнимательно прочитал текст. Так что мои лингвистические доказательства не к месту.

    ОтветитьУдалить
  4. А как понимать все это в контексте сказанного Исааком Сирином:

    «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?… Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость — воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости — привести нас в бытие, когда мы не существовали»

    Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. Сл. 90. М. 1858. С. 615.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Разве прп. Исаак говорит о возможности "крещения в аду"? Понимать именно так, как и говорит об этом прп. Исаак Сирин:

      "Если же это справедливо (как и действительно справедливо), то что несмысленнее или неразумнее такой речи: Ибо избежать геенны и значит это самое - войти в царство; равно как лишиться царства - значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? (Мф. 25, 31,33). Не три наименовал сонма, но два, - один одесную, другой - ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: (Мф. 13, 43).
      И еще: (Мф. 8,11,12), что - страшнее всякого огня. Не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть та мучительная геенна?"

      (Слово 58, стр. 311-312).

      Удалить
  5. Исаак Сирин

    Беседа 41

    Снова его же. Увещание вместе с необходимыми предостережениями, соответствующими данной теме.1

    1. Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что, хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней,2 и за пределами нашего познания - степень страдания в ней.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за ответ. (Простите за мой русский язык! Пишу из Болгарии) Мне очень трудно понимать то что хочет сказать преподобный Исаак. Не знал что есть полемический том Исаака Сирина. У меня издание с 91 словами. Это относится к 1-мо подлинному тому?

    Тогда следующее твердение верно или нет и какие в нем ошибки:
    Не Бог осуждает нас, а мы сами осуждаем себя, когда отходим от Бога. Бог есть любовь и он не хочет смерти грешника, но он ценит свободу человека больше всего и если человек не хочет быт с Богом, так и быть Бог оставит грешника в аду.

    Бог будит нас судить когда мы представимся или о суде Бога сказано в смысле в каком говорит Йоан Златоуст?

    1. Когда ты слышишь слова: ярость и гнев, в отношении к Богу, то же разумей под ними ничего человеческого: это – слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению лю­дей более грубых. Так и мы, когда беседуем с варварами, употребляем их язык; или когда говорим с младенцем, то лепечем подобно ему, хотя бы сами были мудрецами, сни­сходя к его малолетству. И что удивительного, если мы посту­паем так в словах, когда поступаем так же и в делах, кусая руки и показывая вид гнева, чтобы исправить ребенка? Точно так и Бог употреблял подобные выражения, чтобы по­действовать на людей более грубых (НА ПСАЛОМ 6)

    А если Бог все таки судия как это относится к сказаному Исааком Сирином:

    Милосердие и правосудие в одной душе — то же, что человек, который в одном доме поклоняется Богу и идолам. Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому дает, чего он достоин, и при воздаянии не допускает склонения на одну сторону или лицеприятия. А милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатию, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздает (злом), и кто достоин добра, того преисполняет (с избытком). И если в одном есть часть справедливости, то в другом есть часть злобы [10]. Как сено и огонь не терпят быть в одном доме, так правосудие и милосердие — в одной душе. Как песчинка не выдерживает равновесия с большим весом золота, так требования правосудия Божия не выдерживают равновесия в сравнении с милосердием Божиим. (Слово 89)

    Спасибо,
    Николай Чельцов

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спаси Господь! В первом сообщении Вами приводится выдержка из книги прп. Исаака Сирина, в греч. и рус. традициях известной под названием «Слова подвижнические» (в признанном издании - 91 слово: http://www.hesychasm.ru/library/isaaksr/index.htm).

      Во втором сообщении Вы цитируете "Беседу 41" из "О божественных тайнах и о духовной жизни" так называемого «новооткрытого 2-го тома творений преподобного Исаака Сирина» (41 Беседа) вызвавшего серьезные недоумения и у богословов, и у православных читателей, точно выраженных известным патрологом: "Перед нами вполне сознательная попытка внедрить в Православие под покровом якобы "святоотеческих", мнения явно ошибочные и еретические" (Сидоров А.И. Проблемы творчества прп. Исаака Сирина. // Православное книжное обозрение. Нояб. 1998. - С. 5.).

      Бог есть истинный и нелицеприятный Судия - "Един Законодатель и Судия"(Иак. 4:12): "Пи́сано бо éсть: мнѣ́ от­мщéнiе, áзъ воз­дáмъ, глагóлетъ Госпóдь"(Рим.12:19). Но каждый человек судится в соответствии со своей жизнью и своим выбором, выбором принятия Бога и жизни по вере или выбора безбожия и смерти: "Сé, дáхъ предъ лицéмъ тво­и́мъ днéсь жи́знь и смéрть, блáго и злó"(Втор.30:15). Прп. Ефрем Сирин пишет поэтому: «Бог не нам, но диаволу и ангелам его назначил мучения, мы же сами великими своими пороками делаем себя наследниками страшных сих мук, и что угрожало лютому змею, то будем добровольно терпеть мы, человеки» (Ефрем Сирин, прп. Творения. Т. 3. М., 1994. С. 81).

      Удалить
    2. Относительно слов свт. Иоанна: "Когда ты слышишь слова: ярость и гнев, в отношении к Богу, то же разумей под ними ничего человеческого: это – слова снисхождения" - необходимо отметить, что Златоуст поясняет здесь суть антропоморфизмов, употребляемых в Предании и Писании, а именно - Библия усваивает Богу душу (Зах 11,8; Суд 10,16; Пс 10,5), запах (2 Кор 2,14), перья и крылья (Пс 90,4, Мф 23, 37), руки (Лк 1,66), ноги (Исх 24,10), сапог (Пс 59,10), лицо (Пс 4,7), глаза (Евр 4,13), уши (Пс 9,38), уста (Числ 12,8), грудь (Ис 40,11), обоняние (Быт 8,21), смех (Пс 2,4) и человеческие чувства: гнев (Ис 63,3), раскаяние (Быт 6,6) и т.д. и даже опьянение (Пс 77,65). но употребляются эти антропоморфизмы, чтобы выразить всемогущество Бога, Его всеведение, всеблагость, всеправедность и в т.ч. неизбежность Его Суда. Гнев Божий - не страсть человека (как понимается гнев обычно), но Суд над неправедностью человека. Об этом и пишет свт. Иоанн Златоуст. Конечно, это никак не противоречит Св.Преданию, выраженному в т.ч. в трудах свт. Иоанна Златоуста о праведности Бога и неизбежности Суда и наказании грешников, "Иже воздаст коемуждо по делом его"(Рим. 2, 6), что ясно раскрывает свт. Иоанн:

      "Слышал я, как некоторые грехолюбцы говорят, что для острастки людям угрожал Бог геенной, так как будто бы невозможно, чтобы Он, будучи милосердым, наказал кого-нибудь, в особенности того, кто Его не знает. Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода? Кто ниспослал те молнии и громы на землю Содомскую? Кто потопил весь Египет? Кто истребил шестьсот тысяч в пустыне? Кто сожег сборище Авироново? Кто повелел земле раскрыть уста и поглотить соумышленников Корея и Дафана? Кто во время Давида поразил в одно мгновение семьдесят тысяч? Кто во время пророчества Исайи умертвил в одну ночь сто восемьдесят пять тысяч? А каждодневных несчастий, которые мы согрешая переносим, разве не видишь? Какой был бы смысл, если бы одни наказывались, а другие не наказывались? Подлинно, если Бог не есть неправеден, - а Он именно и не есть неправеден, - то и ты непременно понесешь за грехи наказание; если же Бог не наказывает, потому что Он человеколюбив, то и тем не следовало понести наказание. Вот даже и за эти самые слова, нами переданные, Бог наказывает многих и в настоящей жизни, чтобы, если вы не поверите словам угрозы, то хотя бы поверили делам кары", - предупреждает об опасности неверного разумения слов Господа свт. Иоанн Златоуст (свт. Иоанн Златоуст. Слово 25-е "О будущем Суде");

      "Есть много людей, которые возлагают добрые надежды не на то, что они воздерживаются от грехов, а на то, что полагают, будто геенна не так страшна, как говорят о ней, но слабее той, какою угрожают нам, и при том временна, а не вечна, и много умствуют по этому поводу. Между тем я могу представить много доказательств и даже вывести из самых слов (Писания) о геенне, что она не только не слабее того, как ее представляют в угрозах, а еще гораздо ужаснее. Впрочем, теперь я не буду заводить об этом речи. Довольно и того опасения, какое возбуждают в нас одни слова (о геенне), если мы даже не будем раскрывать их смысла. А что она не вре­менна, послушай, что говорить здесь Павел о людях, не ведущих Бога и не верующих в Евангелие, именно, что они подвергнутся наказанию, вечной погибели. Итак, каким образом вечное может соделаться временным?" (свт. Иоанн Златоуст. На II Фес. Беседа 3-я).

      Удалить
    3. В отношении слов прп. Исаака: "Милосердие противоположно правосудию", можно сказать, что Господь рождается в зраке раба принимая страдание и смерть совершенно не правосудно, но по милосердию Своему (нас ради человек). Стоит отметить, что говоря о наказании св. Отцы говорят и о благости наказующего. Источником страдания, согласно прп. Исааку Сирину может быть "бич любви": "Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви!"(прп. Исаак Сирин. Слово 18, стр. 76).:

      Пространнее об этом говорит свт. Иоанн Златоуст:
      "Но не буду и говорить об этом; скажу: богатство попечительности Божьей столь велико, что благость и человеколюбие Его можем указать не только в том, чем Он почтил нас, но и в самых наказаниях. Это-то особенно и прошу вас твердо знать, - что Бог одинаково благ - и когда оказывает честь и благотворит, и когда наказывает и карает. Потому, когда у нас возникнут с язычниками или с еретиками споры и рассуждения о человеколюбии и благости Божьей, будем доказывать благость Его не только тем, чем Он почтил нас, но и самыми наказаниями. Если Бог тогда только благ, когда оказывает честь, и не благ, когда наказывает, то Он благ только в половину; но это не так: нет. В людях, конечно, бывает это, когда они наказывают в гневе и страсти; но Бог, будучи бесстрастен, благотворит ли, наказывает ли, - одинаково благ: и угроза геенной доказывает Его благость не меньше, чем и обещание царствия"
      (Свт. Иоанн Златоуст . О статуях. Беседа 7, 2)


      Смысл Суда, согласно Преданию, будет очевиден для всех, в т.ч. и для осужденных, и грань правосудия и милости Божией будет онтологически разрешена в вечности: «Последний всеобщий суд будет судом абсолютной правды и абсолютной милости Божией, так как Господь будет судить всех и каждого по Своей бесконечной правде и бесконечной милости, так что никто не сможет обвинить Бога в несправедливости или в немилости» (Прп. Иустин Попович. Догматика Православной Церкви. Эсхатология. М. 2005, с. 127)

      Удалить
  7. Вот что еще нашел:

    "Потому Он [Бог] и уготовал геенну, что Он - благ" Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т.XI. Кн.2. СПб. М. 1905. С.905

    Как это укладывается в концепций вечных мук

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Свт. Иоанн отвечает в этой беседе: "Но не буду и говорить об этом; скажу: богатство попечительности Божьей столь велико, что благость и человеколюбие Его можем указать не только в том, чем Он почтил нас, но и в самых наказаниях. Это-то особенно и прошу вас твердо знать, - что Бог одинаково благ - и когда оказывает честь и благотворит, и когда наказывает и карает. Потому, когда у нас возникнут с язычниками или с еретиками споры и рассуждения о человеколюбии и благости Божьей, будем доказывать благость Его не только тем, чем Он почтил нас, но и самыми наказаниями. Если Бог тогда только благ, когда оказывает честь, и не благ, когда наказывает, то Он благ только в половину; но это не так: нет. В людях, конечно, бывает это, когда они наказывают в гневе и страсти; но Бог, будучи бесстрастен, благотворит ли, наказывает ли, - одинаково благ: и угроза геенной доказывает Его благость не меньше, чем и обещание царствия"
      (Свт. Иоанн Златоуст . О статуях. Беседа 7, 2)

      В целом ответ дан выше.

      Удалить
    2. В качестве приложения к комментарию относительно эсхатологического учения свт. Иоанна Златоуста предлагаю выдержку из беседы свт. Иоанна Златоуста:

      "1. Здесь представляется нам вопрос не маловажный, но касающийся предмета самого необходимого и исследуемый всеми людьми: будет ли иметь конец огонь геенский? Христос открыл нам, что этот огонь не имеет конца: "червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк.9:46). Вижу, что вы содрогаетесь, слыша это; но что делать? Бог повелевает непрестанно возвещать это: "укажи", говорит, "народу Моему" (Ис.58:1). Мы поставлены на служение слова, и потому нужно говорить и неприятное слушателям; хотя и вопреки желанию, а нужно. Впрочем, если хотите, это не будет для вас неприятно. Если делаешь добро, говорит (апостол), не бойся (Рим.13:3). Следовательно вы можете слушать нас не только без страха, но и с удовольствием. Итак, Христос открыл, что геенский огонь не имеет конца; и Павел утверждает, что мучение будет нескончаемое, когда говорит, что грешники "подвергнутся наказанию, вечной погибели" (2Фес.1:9); и еще: не обманывайтесь: "ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии Царства Божия не наследуют" (1Кор.6:9-10). И к евреям он говорит: "старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр.12:14). Также Христос на слова: "мы Твоим именем многие чудеса творили", скажет: "отойдите от Меня делающие беззаконие: не знаю вас" (Мф.7:22-23). И девы, для которых затворились двери, уже не могли войти; и о тех, которые не питали Его, Он говорит: "пойдут в муку вечную" (Мф.25:46).
      Не говори мне: где же справедливость, если мучение не будет иметь конца? Когда Бог делает что-либо, повинуйся Его определениям и не подчиняй их умствованиям человеческим. Притом разве это несправедливо, если человек, получивший сначала тысячи благ, а потом совершивший достойное наказания и не сделавшийся лучше ни от угроз, ни от благодеяний, подвергается наказанию?
      Адам, совершив один грех, навлек на себя смерть; а мы каждый день совершаем тысячи грехов. Если же он, совершив один грех, навлек на себя столько зла и ввел смерть в мир, то чему не подвергнемся мы, постоянно живущие во грехах, хотя и ожидающие неба вместо рая? Тяжко это слово и прискорбно для слушателя. Знаю это по чувству, которое сам испытываю: сердце мое смущается и содрогается, и чем более удостоверяюсь в несомненности геенны, тем более трепещу и объемлюсь страхом. Но нужно говорить об этом, чтобы нам не впасть в геенну. Не рай, не древа и растения получил ты, а небо и блага небесные. Если же получивший меныпее осужден и ничто не могло оправдать его, то тем более мы, призванные к высшему и согрешающие больше его, подвергнемся нестерпимым мучениям. Представь, сколько времени род наш за один грех остается под владычеством смерти. Прошло уже пять тысяч и более лет, а смерть еще не прекратилась за один грех. Притом мы не можем сказать, что Адам слушал пророков, что он видел наказания, постигшие других за грехи, что он мог оттого придти в страх и вразумиться этими примерами; он был тогда первый и единственный, однако же наказан. Ничего такого не можешь представить ты, который делаешься хуже после таких примеров, который удостоился таких даров Духа, и допускаешь не один, не два и не три, а бесчисленное множество грехов. Не смотри на то, что грех совершается в краткое время и не думай, что потому и наказание будет кратковременное. Не видишь ли, как люди, совершившие воровство или прелюбодеяние один раз и в одну минуту, часто проводят целую жизнь в темницах и рудокопнях, подвергаясь непрестанному голоду и бесчисленным родам смерти? И однако никто не оправдывал их и не говорил, что так как грех совершен ими в краткое время, то и наказание должно продолжаться соответственное греху время"

      Удалить
    3. 2. Но, скажешь, так поступают люди, а Бог человеколюбив? Во-первых, и люди так поступают не по жестокости, а по человеколюбию; и Бог так наказывает потому, что Он человеколюбив; по величию милости Его велико и наказание Его. Следовательно, когда ты говоришь, что Бог человеколюбив, то тем более доказываешь справедливость наказания. если мы грешим против такого (Существа). Потому и Павел говорил: "страшно впасть в руки Бога живаго" (Евр.10:31).
      "Пусть будет так, что ты проживешь и много лет и не испытаешь никакой перемены; что же это в сравнении с бесконечными веками и с тяжкими и несносными оными  муками ? Здесь и счастье и несчастье имеет конец, и притом самый скорый - но там то и другое продолжается в бесконечные веки и своим качеством столько различно от здешних, что и сказать нельзя... Если кто скажет: как же души может хватить на такое множество мук, когда при том она будет терпеть наказание бесконечные веки? Такой человек пусть подумает о том, что бывает здесь, как часто доставало многих на продолжительную и тяжкую болезнь. Если они и скончались, то не потому, чтобы душа совершенно истощилась, но потому, что тело отказалось служить, так что если бы оно не уступило, то душа не перестала бы мучиться. Итак, когда душа получит нетленное тело, тогда ничто не воспрепятствует мучению длиться бесконечно... Посему не будем предполагать, что чрезмерность мучений может истощить нашу душу, ибо в то время и тело не испытает сего (истощения), но будет вместе с душой вечно мучиться, и другого конца не наступит"
      Святитель Иоанн Златоуст. СПб., 1898. Творения. Т.1. Кн.1. Слово к Феодору падшему. С.14.

      Удалить
    4. "Многие из находящихся среди нас людей, будучи пленены плотию и порабощены обстоятельствами настоящей жизни, полагают, что затем ничего не будет и, ссылаясь на Божие человеколюбие, говорят, что нет ни наказания, ни мучения. Так вот, если Бог человеколюбив, каков Он и есть действительно, то всенепременно Он и праведен; если же праведен, то каким образом не было бы справедливо, чтобы подвергнут был наказанию тот, кто, насладившись сначала тысячью благ, потом совершил достойное наказания и не сделался лучше ни от угроз, ни от благодеяний? Ведь, если вникнешь в правду, то (найдешь, что) по силе правды нам скорее следовало бы с самого начала и тотчас же быть наказанными, и даже было бы человеколюбиво, если бы мы потерпели и то, чего не случилось. Если кто обижает ни в чем неповинного, то по закону правды несет ответственность; а если кто не только обижает, но каждодневно своими поступками огорчает благодетеля, оказавшего тысячи благодеяний единственно по своему побуждению, а не в воздаяние за полученное добро, то какого он будет достоин снисхождения? Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что "Бог человеколюбив и не наказывает"? А если накажет, то, по-твоему, окажется уже нечеловеколюбивым? Почему же, скажи мне, ты, согрешая, не желал бы быть наказанным? Разве Он не предупредил тебя обо всем? Разве не угрожал? Разве не вспомоществовал? Разве не совершил многого для твоего спасения? Если злые не наказываются, то иной, быть может, скажет, что и добрые не увенчиваются; а в таком случае где будет человеколюбие и праведность Божии? Итак, люди, не обманывайте себя, прельщаемые диаволом, - потому что все это его (диавола) мысли. Если и судьи, господа и учителя добрых награждают, а дурных наказывают, то как было бы сообразно, если бы у Бога совершалось наоборот, если бы добрые и злые удостаивались одного и того же? Когда бы уже злые и отстали от зла? В самом деле, если и в ожидании наказания они не отстают от зла, то, будучи свободны от этого страха, не только не впадая в геенну, но еще и достигая царства, где злые остановились бы? Слышал я, как некоторые грехолюбцы говорят, что для острастки людям угрожал Бог геенной, так как будто бы невозможно, чтобы Он, будучи милосердым, наказал кого-нибудь, в особенности того, кто Его не знает. Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода? Кто ниспослал те молнии и громы на землю Содомскую? Кто потопил весь Египет? Кто истребил шестьсот тысяч в пустыне? Кто сожег сборище Авироново? Кто повелел земле раскрыть уста и поглотить соумышленников Корея и Дафана? Кто во время Давида поразил в одно мгновение семьдесят тысяч? Кто во время пророчества Исайи умертвил в одну ночь сто восемьдесят пять тысяч? А каждодневных несчастий, которые мы согрешая переносим, разве не видишь? Какой был бы смысл, если бы одни наказывались, а другие не наказывались? Подлинно, если Бог не есть неправеден, - а Он именно и не есть неправеден, - то и ты непременно понесешь за грехи наказание; если же Бог не наказывает, потому что Он человеколюбив, то и тем не следовало понести наказание. Вот даже и за эти самые слова, нами переданные, Бог наказывает многих и в настоящей жизни, чтобы, если вы не поверите словам угрозы, то хотя бы поверили делам кары".
      Св. Иоанн Златоуст. Слово 25-е "О будущем Суде".

      Удалить
    5. И вот именно после таких изысканий рождаются атеисты. Простите. Бог есть Любовь - это все что нужно знать человеку и самому научиться Любить. Если человек сам себя простит - Бог простит непременно. Он Любит Всех.

      Удалить
    6. атеисты, все же, рождаются в результате искажения (подмены) истины, а в современном мире с непременными суждениями о любви.
      Если человек сам грешит и сам себя прощает, то и о любви судит вполне по времени.

      Удалить