четверг, 29 сентября 2011 г.

Кто были воины, стоявшие у Креста и Гроба Господня?

   
Не так давно стала широко распространяться (хорошо забытая) мысль о том, что стражу, стоявшую у Гроба  Господня (и у Креста) составляли не римские воины, а иудейские, из числа постоянного еврейского отряда, бывшего в подчинении синедриона. Причина появившегося мнения вполне очевидна. Действительно, в 27 главе Евангелия от Матфея сказано:



62.   На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату   63.   и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;   64.   итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.  65.  Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете (ἔφη αὐτοῖς ὁ Пιλᾶτος ἔχετε κουστωδίαν ὑπάγετε ἀσφαλίσασθε ὡς οἴδατε  -  Рече же и́мъ Пилатъ: и́мате кустодíю: иди́те, утверди́те, я́коже вѣ́сте)   66.   Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.  (Мф. 27: 62-66).

Как видим в Писании, Пилат говорит о страже, которую имеют и могут взять первосвященники, и, можно подумать, Синедрион для охраны Гроба использует свою, независимую от римских властей стражу. Именно на это и обращают внимание сторонники упомянутого мнения. Однако, иначе вопрос о воинах раскрывается в Предании Церкви.
Блаженный Феофилакт Болгарский так поясняет интересующий нас текст:

«Теперь же, познав, что храмом Он называл Свое собственное Тело, они приходят в страх и называют Его обманщиком, не оставляя злобы и после смерти. Кустодиею называется у римлян стража: отсюда евангелист называет кустодиею (κουστωδίαν) воинов, поставленных для охраны» (Блж. Феофилакт. Толкование на Мф.27)


Блж. Феофилакт обращает внимание на то, что именуются воины по римски - кустодиею. Евфимий Зигабен в толковании на Евангелие от Матфея утвердительно говорит о стоявших - это были римские воины, даже не понимавшие еврейских слов:

«Нецыи же от ту стоящих слышавше глаголаху, яко Илию глашает сей. Это были римские воины, не понимавшие еврейских слов» (Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Матфея. XXVII, 47)


В русской богословской традиции данному вопросу уделялось определенное внимание. Святитель Иннокентий Херсонский следующим образом упоминает о страже у Гроба:

"Вся неустрашимость римского воина обратилась в ничто от одного присутствия высшего существа: от одного присутствия, так как нисколько не видно, чтобы небесный вестник говорил что-либо воинам,— он только отвалил от дверей гроба камень и сидел на нем. Но в этом сидении сказывалось все"

"Две стражи при гробе Иисуса: печать Синедриона и воины. Эти стражи одна другой надежней. По римскому военному уставу воины наказывались со всей строгостью за самое малое опущение долга, а тут еще были такие воины, которые состояли и под военным римским уставом, и под заведыванием Синедриона, следовательно, были под двойным страхом. Итак, Синедрион сам принял меры к тому, чтобы воскресение Христово не подлежало никакому сомнению" (цит. по: Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея. Воскресение Христово / под ред. преосв.. Александра, 2004)


Б.И. Гладков, экзегетические труды которого высоко ценил св. пр Иоанн Кронштадтский, в "Толковании  Евангелия" пишет:

"Охранявших гроб Евангелист называет воинами (Мф. 28, 12); а так как служители храма и синедриона не были воинами, то следует признать, что охраняла гроб воинская стража. Но из каких воинов она состояла и кому была подчинена?

Некоторые толкователи Евангелия говорят, что стража была иудейская, состоявшая из воинов постоянного еврейского отряда, который, как народное войско, находился в подчинении синедриона и был вне всякой зависимости от римского правителя. В подтверждение этого приводят изречение Пилата: Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете (Мф. 27, 65). "Если (говорят) Пилат сказал первосвященникам - имеете стражу, - то, значит, они действительно имели свою собственную стражу. Потому-то (говорят) и не предали суду воинов, охранявших гроб и согласившихся признаться, что на карауле спали".

Воины эти были подчинены синедриону; и, конечно, синедрион, покупая у них такое согласие, не мог предать их суду за нарушение караульной службы.
Но если бы это было так, если бы синедрион действительно имел свой собственный воинский отряд, состоящий из преданных ему евреев и не подчиненный в служебном отношении Пилату, то зачем первосвященники и старейшины обещали воинам, охранявшим гроб Господень, свое заступничество перед Пилатом?

Ведь они сами, без Пилата, могли освободить их от всякой ответственности. А если такое предстательство было обещано, то это означает, что охраняли гроб подчиненные Пилату римские воины. Им, действительно, угрожала бы большая ответственность, если бы Пилат узнал, что они спали на карауле все до единого. В римских войсках была строгая дисциплина, нарушение которой наказывалось беспощадно.

Мы знаем, что когда Апостол Петр был чудесным образом освобожден из темницы, то Ирод казнил воинов, карауливших его (Деян. 12, 19). Такой же казни подлежали и те воины, на дежурстве которых произошло бы похищение тела Иисуса. Однако, воинов, охранявших гроб Господень, не только не казнили, но даже не судили. Почему же их не судили? Ведь если они, исполняя поручение синедриона, разглашали, что спали на карауле и что в это время Апостолы украли тело Иисуса, то слух о таком нарушении караульной службы должен был дойти до Пилата; и Пилат не мог оставить его без расследования; расследовав же, не мог оставить без наказания виновных; и, конечно, предстательство ненавистного Пилату синедриона не могло бы освободить от ответственности виновных воинов. А потому следует признать, что если этих воинов не судили, то на это были особые причины, о которых я скажу ниже.

Продолжая доказывать, что охраняли гроб Господень римские воины, спрошу еще: если бы синедрион имел свое собственное еврейское войско, то зачем же первосвященники ходили к Пилату и просили его, чтобы он приказал охранять гроб до третьего дня? Не лучше ли было бы, не унижаясь перед язычником, приказать воинам своей еврейской стражи охранять гроб, тем более что к своей страже первосвященники должны были относиться с большим доверием? Имея свой воинский отряд, первосвященники не обязаны были бы спрашивать у Пилата разрешения приставить часть отряда ко гробу. А если первосвященники просили Пилата, чтобы он приказал охранять, то это самое доказывает, что речь шла о страже из подчиненных Пилату римских воинов и что обратились первосвященники с такой просьбой к Пилату потому, что сами не имели никакого воинского отряда.

Иосиф Флавий, еврейский историк первого века, удостоверяет, что на время пасхи римские правители Иудеи посылали к храму Иерусалимскому особый отряд римских воинов для охранения порядка ("Иудейские древности". Кн. 20. 1л. 5). Этот отряд, если и не был подчинен в служебном отношении первосвященникам, все-таки должен был руководствоваться их указаниями и советами по охранению порядка, должен был помогать им. Но и при таких отношениях к этому отряду римских воинов первосвященники не могли поручить ему (или части его), без особого разрешения Пилата, охрану гроба Господня на такое продолжительное время, до третьего дня. Потому-то они, не имея собственного воинского отряда, пошли к Пилату просить, чтобы он приказал охранять гроб. Пилат не мог простить первосвященникам то насилие, какое они учинили над ним, заставив его предать смерти ни в чем не повинного Праведника (Мф. 27, 19).

Он уже высказал им свое негодование, резко ответив на просьбу об изменении надписи на кресте: что я написал, то написал (Ин. 19, 22). Так же резко ответил и теперь Пилат на просьбу приказать охранять гроб: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете (Мф. 27, 65). Говоря так, Пилат, конечно, подразумевал ту стражу из римских воинов, которая охраняла порядок при храме. С другой стороны, если бы синедрион действительно имел свой еврейский отряд воинов, то несомненно, что воины этого же отряда были бы посланы синедрионом и в Гефсиманский сад взять Иисуса под стражу; и тысяченачальник, явившийся с воинами в этот сад (Ин. 18, 12) был бы тоже тысяченачальником того же еврейского войска. Но одно уже слово "тысяченачальник", то есть командующий тысячным отрядом воинов, доказывает всю неправдоподобность такого предположения. Евреи постоянно бунтовали против римской власти, особенно в дни своей пасхи; и потому нет ни малейшего основания предполагать, что римляне позволили им иметь в Иерусалиме свое собственное войско, да еще в таком значительном составе. Такой непростительной ошибки никогда не сделало бы римское правительство, умевшее держать в строгом подчинении покоренные народы.

Итак, самое присутствие тысяченачальника в том воинском отряде, который вел Иуда в Гефсиманский сад, доказывает, что и воины этого отряда, и сам тысяченачальник были из римского войска. А это, в свою очередь, доказывает, что если первосвященники не могли послать своих собственных воинов в Гефсиманский сад для исполнения наисерьезнейшего, по их мнению, поручения, для осуществления заветной мечты своей, то, значит, у них и не было своего войска.

К тому же Евангелист Матфей, писавший свое Евангелие для евреев, назвал охранявшую гроб стражу по-римски кустодией (custodia), а не по-еврейски; и это дает основание утверждать, что стража была из римских воинов.
Все это в совокупности приводит к несомненному убеждению, что охраняли Гроб Господа римские воины" (Б. И. Гладков. Толкование Евангелия. 2. Достоверность Евангелий)



В хрестоматийном труде по Четвероевангелию преосвященного Аверкия (Таушева), свидетельствуется об этом так:

«Св. Матфей сообщает еще об одном важном обстоятельстве, происшедшем на другой день после погребения - «по прошествии субботы, на рассвете первого дня недели», то есть в субботу. Первосвященники и фарисеи собрались к Пилату, не думая даже о нарушении субботнего покоя, и просили его дать распоряжение об охране гроба до третьего дня. Просьбу свою они мотивировали заявлением: «Мы вспомнили, что обманщик тот, будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажите охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого».

«Первым обманом» они называют здесь то, что Господь Иисус Христос учил о Себе как о Сыне Божием, Мессии, а «последним обманом» - проповедь о Нем как о восставшем из гроба Победителе ада и смерти. Этой проповеди они боятся больше, и в этом они правы были, что показала и вся дальнейшая история распространения христианства. На эту просьбу Пилат им сказал: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете».

В распоряжении членов синедриона находилась на время праздников стража из римских воинов, которой они пользовались для охранения порядка и спокойствия ввиду громадного стечения народа из всех стран в Иерусалим.

Пилат предлагает им, использовав эту стражу, сделать все так, как они сами хотят, дабы потом они никого не могли винить ни в чем. «Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к каменю печать» - они пошли и приняли все меры для безопасности гроба, припечатав гроб, то есть, вернее, камень, которым он был закрыт, шнуром и печатью в присутствии стражи, которая потом осталась при гробе, чтобы его охранять. Таким образом, злейшие враги Господа, сами того не думая, подготовили неоспоримые доказательства Его преславного воскресения из мертвых» (Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Погребение Господа Иисуса Христа).


О том, что стража, стоявшая у Гроба и Креста Господня состояла из римских воинов свидетельствует и другая часть Священного Предания — жития святых. В повествовании «Страдание святого мученика Феодота и с ним семи дев: Фаины, Клавдии, Матроны, Текусы, Иулии, Александры и Евфрасии»  устами мученика провозглашаются свидетельства Божества Христа, в которых упоминаются и воины, охранявшие Гроб:

«И не только о воплощении Господа, но и об Его вольном страдании за нас, о Его смерти и погребении предсказали заранее с большою точностью те же святые пророки; свидетели этому халдеи и мудрые волхвы персидские, которые по звезде нашли место Его рождения и пришли к Нему с дарами, дабы поклониться Ему, как Богу. Свидетелями же воскресения Его были воины римские, охранявшие гроб Его. Они сами видели, как воскрес Господь из гроба; об этом они и возвестили архиереям» (Четьи-минеи,18Мая).


Наиболее интересным в агиографическом плане представляется житие святого Лонгина, первоначально составленное св. Исихием Иерусалимским (+434), по найденным в библиотеке св. Воскресения рукописям. Св. Лонгин, каппадокиец родом, был воином в составе римских легионеров и, согласно Преданию, стоял перед Крестом Господнем. Был ли он в числе стражи, охранявшей Гроб?

«Когда Господь наш Иисус Христос, по неизреченной Своей милости, благоволил спасти нас от погибели Своим вольным страданием, крестом, смертью и воскресением, тогда один сотник, по имени Лонгин, родом из Каппадокии, находясь под властью Пилата, был приставлен со своими воинами служить при страдании и распятии Иисуса Христа. Увидав чудеса, бывшие при кресте Христовом: землетрясение, затмение солнца, открывшиеся гробы и восставших из них мертвецов и распадение камней, сотник Лонгин исповедал, что Христос есть Сын Божий.

О сем событии Божественный евангелист Матфей так говорит: "Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий" (Мф.27:54. Ср. Мрк.15:39 и Лк.23:47). Так свидетельствует об уверовавшем во Христа сотнике Лонгине Божественное Евангелие.

Предание же церковное к засвидетельствованному в Евангелии прибавляет, что Лонгин был тот воин, который пронзил ребра распятому Господу Иисусу Христу, и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз своих. Тот же Лонгин был и в числе стражей, приставленных Пилатом к Животворящему телу Иисуса Христа, лежавшему во гробе.

Когда же Господь преславно воскрес от гроба и Своим чудным восстанием навел на стражу ужас, тогда Лонгин и два воина окончательно уверовали во Христа, и сделались проповедниками Воскресения Христова, – ибо они возвестили Пилату и архиереям обо всем происшедшем. Архиереи и старейшины, устроив совещание, дали воинам довольно денег, чтобы они утаили о воскресении Христовом и сказали, что ученики Христа, пришедши ночью, украли Его, когда они спали (Мф.28:11-13). Однако Лонгин денег не взял и утаить чуда не захотел, но еще усерднее стал свидетельствовать о нем, и свидетельство его было истинно»   (Четьи-минеи,16 Октября).

Св. Лонгин в числе римских воинов не только стоял у Креста, но и охранял Гроб с Телом Христа. Таким образом, Св. Предание  положительно свидетельствует, что стражу у Креста и Гроба Господня составляли римские легионеры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий