понедельник, 26 сентября 2011 г.

Есть ли природная способность читать мысли?

http://blagolub.livejournal.com/8860.html

Совершенно неожиданным открытием  для меня в текущем году стало укрепляющееся учение о естественной (!) способности человека читать мысли людей, дополняемое, порой, учением о чтении мыслей человека духами (в т.ч. падшими духами). Учение это, разумеется, выводится не из святоотеческого наследия, а из работ  психолого-философского содержания западных  авторов нового и новейшего времени.



Впрочем, что за дело нам до этих работ, подумает иной читатель. Дело в том, что учение это  диффундирует в религиозном сознании  "начитанного" современного миссионера, распространяясь далее  через просвещенного педагога в православной среде как некое предание. Но, учение о естественной способности чтения мыслей, развиваемое в постсоветской среде, является ложным и, конечно, не христианским. Ни у духов, тем более у падших духов, ни у человека нет выше названной природной способности.
Укажем, в связи с этим, на спекулятивный характер утверждений о создании прибора считывающего  или передающего мысли людей, хотя действительно, возможно наблюдение за активацией  участков мозга, отвечающих за те или иные функции организма, связанных с определенными желаниями и волевыми усилиями человека.
Единственным же тайновидцем наших помыслов является творец мира Господь Бог, о чем ясно говорит нам Св.Писание :
я́ко Ты́ еди́нъ тóкмо вѣ́си всѣ́хъ сердцá сынóвъ человѣ́ческихъ:. (3 Цар. 8:39)
Глубокó сéрдце [человѣ́ку] пáче всѣ́хъ, и человѣ́къ éсть, и ктó познáетъ егó?А́зъ Госпóдь испытýяй сердцá и искушáяй утрóбы, éже воз­дáти комýждо по пути́ егó по плодóмъ изобрѣ́тенiй егó (Иер. 17: 9-10).

Вместе с тем, в поучениях св. отцов  открыто
, что святые избранники знают помышления людей. Преподобный Варсонофий Оптинский пишет своему духовному чаду:

"от нас не сокрыто ничего. Ты живешь в Петербурге и думаешь, что я не вижу тебя. Когда я захочу, я увижу все, что ты делаешь и думаешь. Для нас нет пространства и времени". (Прот. Василий Шустин. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. Из личных воспоминаний. С. 38-39)
Святые, как и ангелы, несущие попечение Божие о нас, знают наши мысли, но не по природной  способности, а по сверхъестественному дару Божиему.

Кто-то возможно возразит, а как же разного рода телепаты и экстрасенсы узнают о мыслях человека? Ответ дост
аточно тривиальный для православной антропологии — подобного рода ясновидцам или бесы открывают подобные «знания», или данный человек имеет феноменальное обострение чувств, позволяющее ему косвенно чувствовать (видеть, слышать) малейшие изменения в  движениях (дыхании) человека, что позволяет выносить некоторые суждения о состоянии и направлении мыслей наблюдаемого, и, в данном случае, можно говорить об угадывании мыслей, а не об их чтении. Если же этим ясновидцам помогают бесы, то источник их знания тот же — не чтение, а угадывание мыслей духами, которые являются древнейшими психологами накопившими огромный опыт в наблюдении и искушении человека.
Духи могут и сами вложить помысел в человека и наблюдать, принял ли он этот прилог (см. развитие греха в Слове 15 #73 Лествицы св. Иоанна Лествичника). Блаженный Иероним Стридонский пишет о таком действии сатаны:
"Дьявол может быть только споспешником и возбудителем злых помышлений, а не творцом их. Если же он, - всегда готовый к козням, - незначительную искру наших помышлений и обращает в пламя для своего горючего вещества; однако мы не должны думать, что он проникает в тайники сердца; нет! он по состоянию нашего тела и по движениям его судит о том, что происходит внутри нас. Например, если он заметит, что мы часто засматриваемся на прекрасную женщину, то понимает, что сердце наше уязвлено стрелой любви". (Блж. Иероним Стридонский Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея Книга вторая. Глава XV. Стихи 19-20)
Свидетельства, о том, что ни люди, ни духи не могут сами знать мысли человека находим не только в Писании, но и в Предании Церкви. Блаженный Августин,  пишет об этом:
Дьявол не видит внутренних помышлений души, однако он может догадываться о них по движениям тела (Блж. Августин , О христианском учении, 81)

Авва Евагрий Понтийский, в вошедших в греческое Добротолюбие главах, также затрагивает эту тему:
«Признаком душевных страстей становится либо произнесенное слово, либо движение тела, благодаря которым враги [наши] узнают, имеем ли мы внутри себя помыслы их и мучаемся ли от них, или же, извергнув эти помыслы, печемся о спасении своем. Ибо один только Бог, сотворивший нас, знает ум наш, и Он не нуждается во [внешних] признаках для того, чтобы ведать сокрытое в сердце [нашем]» (Евагрия монаха о деятельной жизни сто глав. Добротолюбие. Том 1, в русском переводе)

Об этом пишет преподобный Исидор Пелусиот:
"Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что исключительно принадлежит сие, прекроткий муж, единой силе Божией, наедине сотворившей (Пс.32:15) сердца наши, но по телесным движениям уловляет он душевные думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? … Итак, по телесным движениям угадывает диавол душевные слабости и таким образом соплетает сети". (Прп. Исидор Пелусиот. Письма. Книга 2, 246)

Св. Иоанн Кассиан Римлянин в своих трудах приводит слова аввы Серена:
«Нет сомнения, что нечистые духи могут познавать качества наших мыслей, но извне заключая о них по чувственным признакам, т.е. из наших расположений, или слов и занятий, к которыми видят нас более склонными. Но они вовсе не могут знать те мысли, которые еще не обнаружились из сокровенности души» (Собеседование 7, гл.15).

Об этом же в XIX веке в своем фундаментальном труде по аскетике пишет преосвященный Петр (Екатериновский):
"Святые подвижники (авва Матой) говорят, что бесы не знают нашего внутреннего состояния, сокровенных мыслей, желаний, намерений, замечают только их проявления, господствующие наклонности душевные и телесные, издали всевают худые помыслы и смотрят, как они приняты; в ком замечают слабые стороны, на них сначала и действуют" (Епископ Петр (Екатериновский) Указание пути к спасению. Опыт аскетики. Параграф четвертый).

Преосвященный Петр, здесь, ссылается на известное патериковое поучение "о рассудительности":
"Авва Матой сказал: сатана не знает, какою страстию побеждается душа. Он сеет, но не знает, пожнет ли. Сеет он помыслы блуда, злословия, также другия страсти, - и смотря потому, к какой страсти душа покажет себя склонною, ту и влагает"  (Древний Патерик. Глава 10. О рассудительности)

Об этом, уже  в конце XX века интересно рассказывает блаженный старец Паисий Святогорец:
"Геронда, знает ли тангалашка, что у нас в сердце?

– Еще чего! Не хватало еще, чтобы он ведал сердца людей. Сердца ведает только Бог. И только людям Божиим Он иногда для нашего блага открывает, что у нас на сердце. Тангалашка знает только лукавство и злобу, которые он сам насаждает в тех, кто ему сл
ужит. Наших добрых помыслов он не знает. Только из опыта он иногда догадывается о них, но и здесь в большинстве случаев дает маху! И если Бог не попустит диаволу что-то понять, то тангалашка постоянно во всем будет ошибаться. Ведь диавол – это такая темнотища! “Видимость – ноль”! Предположим, у меня есть какой-то добрый помысел. Диавол о нем не знает. Если у меня есть помысел злой, то диавол знает его, потому что он сам мне его всевает". (Старец Паисий Афонский. Из кн. “Духовное Пробуждение”).
Итак, нет естественной способности чтения или видения мыслей человека ни у духов, ни у человека,  но есть навык угадывания его помышлений. Единственным тайновидцем человеческого сердца является Бог, который в промышлении о человеческом роде может даровать святому знание помышлений людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий