понедельник, 14 мая 2012 г.

О необходимости Крещения младенцев

http://blagolub.livejournal.com/15085.html

"Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное" (Мф.19:14)
"Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин 3:5-6).

  Ветхозаветным прообразом Крещения, убеждающим, что дети, так же как и взрослые не отвергаются Богом от Народа Божьего, является библейское прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами и для апостола Павла это знак будущего Крещения: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море" (1 Кор. 10, 1-2).



Ветхозаветное представление о вступлении в Завет (т.е. Церковь) предполагало участие всей семьи без исключений. И вступить в Завет, это значло - получить покров Божий, жить с Творцом, находясь с Ним в благодатном союзе. Избранничество и обетования Ветхого Завета распространялись и на детей. Новый Завет приблизил человека к Богу, а не отдалил его. Поэтому, вступающий в Новый Завет, вступает под покров искупительной благодати Христовой, входит в народ спасаемых (1Кор. 1,18) вместе с детьми.

В Предании Церкви о Крещении младенцев известно издревле. Можно ли не пускать детей к Христу, сознательно лишая их благодати святого Крещения? Безусловно, Крещение младенцев совершалось в домах принимавших христианство всей семьей, как например, в доме Лидии (Деян. 16, 14. 15) или доме Стефана (1 Кор. 1, 16)
"Спасешься ты и весь дом (ό оίκoς) твой... Крестился сам и все домашние его" (Деян. 16:15, 31:33)."Крестилась Лидия и домашние ее", "Крестил я также Стефанов дом" (τoν оικον) - (1 Кор. 1:16). Под словами; "домашние ее, его, дом твой, Стефанов дом," разумеются, очевидно, дети, составляющие с родителями дом, семью, которые и были крещены апостолом.

Апостол Павел повелевает, чтобы в пресвитеры поставлялись лица, между прочим, имеющие "детей верных" (πιστα от πιστός - верный, верующий) - Тит. 1:6. Πιστός в новозав. писаниях означает принявших Святое Крещение, христиан: "когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною (πιστήν) Господу, то войдите в дом мой" (Деян. 16:15; ср. Еф. 1:1; Деян. 10:45; 1 Кор. 7:14; 1 Тим. 4:10; От 17:14 и др.).

Очевидны древнейшие христианские свидетельства о Крещении младенцев, в том числе в Апостольских постановлениях, которые по преданию были собраны свмч. Климентом, папой Римским, учеником апостола Петра:

 "Ибо «не отлагай, – говорит (Писание), – обратитися ко Господу, не веси бо, что породит находящий день" (Сир. 5, 8. Притч.3, 28). А крестите вы и младенцев своих, и воспитывайте их в учении и наставлении Божием, ибо "Пустите, – говорит (Господь) – детей приходить ко Мне и не препятствуйте им" (Мф.19, 14)".

У св. Иустина Философа видим ясное свидетельство о Крещении младенцев: "Младенцы удостаиваются благ, даруемых через Крещение, по вере тех, которые приносят их на Крещение"

Об этом же читаем у св. Иринея Лионского. Он пишет, что Христос "пришел спасти через Себя всех, — всех, говорю, которые возрождаются через Него для Бога: младенцев , и детей, и отроков, и юношей, и старцев". Возрождение для Бога здесь — это принятие Таинства Крещения, ибо "Человек, по плотскому рождению от Адама сделавшись преступным, нуждался в бане возрождения".

В сочинении "О Церковной иерархии" св. Дионисий Ареопагит приводит важное суждение: "Божественные наставники наши сказали, и совершенно справедливо, что младенцы, если будут наставляемы в священном законе, достигнут святого состояния, не притыкаясь заблуждениями и отдаляясь от жизни, чуждой святыни. Это было в мысли наших божественных наставников, и потому им угодно было допускать к Крещению и младенцев под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручали его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных, и потом заботился о дитяти, как отец указанный свыше, и как страж его вечного спасения".


Ориген называет обычай крестить младенцев апостольским преданием: "Церковь приняла предание от Апосотлов преподавать Крещение младенцам". Ориген связывет Крещение с необходимостью избавления от первородного греха: "Младенцы крещаются во отпущение грехов. Каких грехов? или когда они согрешили? И каким образом может быть для них нужна купель Крещения , если не в том смысле, о котором мы только что сказали: "никтоже чист будет от скверны, аще и един день житие его на земли". И поскольку через Таинство Крещения очищаются скверны рождения, то крещаются и младенцы".


В новозаветной Церкви Крещение заменило собою ветхозаветное обрезание, о чём и говорит апостол:
“В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении” (Кол. 2:11–14).

Но в ветхозаветной Церкви обрезание производилось на восьмой день после рождения!
“Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола” (Бытие, 17.12).

Очевидна тогда необходимость Крещения  младенцев, как новозаветного обрезания, ведь сказано: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа; ибо вам надлежит обетование, и детям вашим (!), и всем дальним…” (Деян. 2:38–39).

На Карфагенских Соборах в 252 и 419 гг. был поднят вопрос о Крещении младенцев и получил вполне однозначное решение в пользу необходимости Крещения их.Святой Кипириан, епископ Карфагенский, писал от имени Собора (в 252 г.) еп. Фиду:

"что же касается дела о младенцах , которых, по словам твоим, не должно крестить во второй или третий день со дня их рождения, а должно сообразоваться с законом древнего обрезания, и рожденного, как ты думаешь, ни крестить, ни освящать прежде восьмого дня; то это обстоятельство представилось нам на нашем соборе совершенно иначе. Никто не согласился с твоим мнением об этом деле; напротив, все мы за лучшее почли ни одного родившегося человека не лишать милосердия и благодати Божией... Если и величайшим грешникам, много грешившим прежде против Бога, когда они потом уверуют, даруется отпущение грехов, и никому не возбраняется прощение и благодать; то тем более не должно возбранять это младенцу , который, едва родившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, воспринял заразу древней смерти через самое рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи".

Карфагенский Собор (419-426 г.), определил 110 (124) правилом: "кто отвергает нужду  Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало омыть банею пакибытия... тот да будет анафема" .

Правила Карфагенского Собора вошли во все канонические сборники Православной Церкви и имеют непререкаемый церковный авторитет, поскольку решения этого Собора были подтверждены позднейшими постановлениями VI-го (2 прав.) и VII-го (1 прав.) Вселенских Соборов, как общезначимые для всей полноты Православной Церкви. В результате этой рецепции данные правила "получили вселенское значение и общеобязательную силу для всей Церкви", что и нашло свое отражение в церковной богослужебной практике и писаниях  Святых Отцов.

На VI Вселенском Соборе было определено крестить младенцев, если неизвестно крещены они были или нет, «да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею» (правило 84).

Хотя в IV и начале V века были, случаи крещения даже святителей в позднее время, однако те же Святые Отцы нам сохранили весьма важные свидетельства о необходимости Крещения в младенческом возрасте.

Свт. Григорий Богослов: "У тебя есть младенец? - Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу ... Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным" (Св.Григорий Богослов. Слово 40. На Святое Крещение).

Блаженный Августин свидетельствует о том же:
«Это (Крещение младенцев) Церковь всегда имела, всегда содержала; это прияла она от веры предков; это соблюдает она постоянно даже до конца».

Епископ Никодим (Милош) в толковании на Правила Православной Церкви пишет, что с V века Крещение детей стало общим правилом  всей Церкви, так как:  "Греко-римское язычество почти совершенно исчезло и большая часть варварских народов перешла в христианство, само собой разумеется, перестали существовать и переходящие в зрелом возрасте в христианство оглашенные, как таковые".


Необходимость Крещения младенцев запечатлена в Символических книгах Православной Церкви, так, в  "Послании Восточных Патриархов" сказано:

"Веруем, что Святое Крещение... нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без Крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: "Кто не родится..." то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в Крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно Крещение. Притом младенцы спасаются, как говорится у Евангелиста Матфея, а не крестившийся не спасается. Следственно, младенцы необходимо должны Креститься. И в Деяниях говорится, что Крестились все домашние (16, 33), следственно, и младенцы. О сем ясно свидетельствуют и древние Отцы Церкви"  (Послание Патриархов Восточно-кафолическия Церкви о Православной вере, 103).


Противники Крещения детей ссылаются на то, что благодать Всесвятого Духа даётся по вере, и, таким образом, младенцы, как не способные сознательно верить, не могут, мол, получить и благодать. Однако мы имеем в Священном Писании пример, когда благодать сошла на человека по вере иных людей – в данном случае по вере четырёх друзей, принесших к Иисусу тело своего парализованного товарища, утратившего всякую надежду на исцеление:

“И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизится к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопавши её, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои” (Мк, 2:3–5).

Точно так же, по вере родителей и восприемников подаётся в Таинстве благодать и младенцу, которого принесли они в храм: «Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви , п. 289).

"Я верую, - пишет преподобный Симеон Новый Богослов, - что крещеные младенцы освящаются и сохраняются под кровом Всесвятого Духа и что они - овцы духовного стада Христова и избранные агнцы, ибо запечатлены знамением животворящего Креста и совершенно освобождены от тиранства диавола" (Symeon tou Neou Theologou eurethenta asketika. Thessalonike, 1977. Sel. 494)


Комментариев нет:

Отправить комментарий