пятница, 22 февраля 2013 г.

Страх Божий – непременный атрибут святой веры. .

 http://blagolyub.livejournal.com/29909.html?view=373205

Вопреки рвению, с которым гуманисты "смеясь расстаются с прошлым" освобождая христианство от Божия страха, Предание Церкви, священное и неизменное, говорит об этом страхе, как необходимом атрибуте святой веры.

Так, в Священном Писании Ветхого Завета (псалмах царя Давида) сказано: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс.2:11); «Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас» (Пс.33:12); "Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего" (Пс.85:11).

Эта же мысль о страхе Божием вновь подчеркивается в Новозаветных книгах: «Бога бойтесь» (1Пет.2:17); «со страхом и трепетом совершайте свое спасе­ние» (Флп.2:12); « будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог нечесть поядающий» (Евр.12:28,29). и тд.

Начало на пути веры полагает страх Божий, так и усовершающегося на стезях спасения отличает страх Божий, святость праведника также характеризует страх Божий: «страх Божий есть начало и конец» (Сир. 1, 15, 18).
      

   
Сама основа спасения человека полагается в страхе Божием, ибо «начало премудрости – страх Господень» (Прит.1:7). Особое внимание значению страха Божия на пути к блаженной цели уделяют святые отцы в своих поучениях, ибо ищущий спасения должен научиться Божию страху: «Покаяние, - говорит св. Исаак Сирин, - есть вторая благодать, и рождается в сердце от веры и страха; страх же есть отеческий жезл, управляющий нами, пока достигнем в духовный рай»;  «Всякому, начавшему жить по Богу, полезен страх мук и порождаемая им болезнь сердца... – учит преп. Симеон Новый Богослов, – Болезнование то скоро порождает всякую радость, узы сии разрывают узы всех грехов и страстей, и палач сей не смерти, а вечной жизни бывает виновником»;  «Желающий приступить к Богу для служения Ему – замечает свт. Игнатий, – должен предаться руководству страха Божия» (свт. Игнатий Брянчанинов).



На страхе Божием, как фундаменте, выстраивается все здание духовной жизни. Преп. Никита Стифат пишет об этом так: "Семь есть даров Духа. Слово Божие, перечисляя их, начинает сверху - от премудрости, и нисходит до конца: до духа страха Божия, говоря: дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия (Ис.11,2,3). Нам же надлежит начинать с очистительного страха, т. е. со страха мук, чтобы прежде посредством его отторгши себя от худа и покаянием очистившись от скверн греха, достигнуть и сего чистого страха, дара Духа".

Слово Божие указывает на необходимые средства стяжания страха Божия: «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Прит. 2:1-5).

Святые отцы указывают путь обретения Божия страха: 
"По мере очищения покаянием, начинаем ощущать присутствие Божие: от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха Божия" (свт. Игнатий Брянчанинов);
Преп. Серафим говорил: "Никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви".

 Авва Дорофей указывает на необходимость памяти смертной, а также памяти вечных мук для стяжания страха Божия: «Отцы сказали, что человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений» (авва Дорофей. Поуч.4).

Если верный помнит о временности сей жизни, о Суде и вечном наказании преступающих волю Божию, то это памятование порождает в нем страх Божий. В деяниях VI Вселенского Собора отмечена важная мысль: «люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение» (19 пр.), – исправляют свою жизнь ко спасению, «удерживаясь от зла страхом будущих наказаний» (Зонара, на 19 пр.).

Поэтому и св. Иоанн Златоуст указывает на необходимость свидетельствования истины наказания грешников в вечности, называя это свидетельство предметом необходимым: «Здесь представляется нам вопрос не маловажный, но касающийся предмета самого необходимого и исследуемый всеми людьми: будет ли иметь конец огонь геенский? Христос открыл нам, что этот огонь не имеет конца: "червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк.9:46). Вижу, что вы содрогаетесь, слыша это; но что делать? Бог повелевает непрестанно возвещать это: "укажи", говорит, "народу Моему" (Ис.58:1). Мы поставлены на служение слова, и потому нужно говорить и неприятное слушателям; хотя и вопреки желанию, а нужно» (свт. Иоанн Златоуст. Беседа 9 на 1-е послание к Коринфянам, т.10, ч.1).

По слову близкого нам по времени подвижника: «Ничто так не остепеняет, как страх адских мучений» (свт. Феофан Затворник). Напротив, забвение и искажение страха Божия, памяти о Суде и вечном наказании, приводит к бесстрашию и беззаконию: «Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.» (Прит. 14:2);   "Не давай возобладать над тобою - говорит св. Иоанн Лествичник, - иноплеменникам оным, которые побуждают тебя испытывать неизреченные судьбы Промысла и смотрения Божия в отношении к людям и тайно внушают, будто Господь лицеприятен. Это исчадия самомнения".

Поэтому святая вера указывает на необходимость уклоняться тех лиц и учений, которые отчуждают от памяти смертной искажая провозвестие о необратимом воздаянии в вечности (ср. катех. 273): «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь» (Пс 1:1), «Где страх Божий, там восхождение к добродетели, а где нерадение и бесстрашие, там нисхождение к беззаконию» (Палестинский патерик,2). 

Дерзостно отвергающий страх Последнего Суда, превращающий (в учении) вечность воздаяния в обратимый эпизод, влеком узами бесстрашия в погибель:
 «Отгоняем же страх Божий от себя тем, что делаем противное сему: не имеем ни памяти смертной, ни памяти мучений... живём нерадиво и обращаемся с людьми, не имеющими страха Божия, и тем, что не охраняемся от дерзновения. Сие последнее хуже всего: это совершенная погибель. Ибо ничто так не отгоняет от души страх Божий, как дерзость... когда спросили авву Агафона о дерзости он сказал ... "Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей". Весьма хорошо и разумно сказал он, что она есть мать всех страстей, потому что она отгоняет страх Божий от души» (авва Дорофей. Поуч.4).

«Главное средство к тому, чтобы жить благочестиво и свято, состоит в страхе Божием и страхе будущего суда и вечных мук. Только при содействии этого страха, с помощью Божиею и бывает соблюдение заповедей,... а без страха, если бы кто и на небеси жительствовал, по слову преп. Петра Дамаскина, не воспользуется (небесными благами), имея гордыню, ею же сатана, и Адам, и мнози падоша. Ежели и святым всем в слове Божием предписывается иметь страх Божий, по сказанному:"Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его" (Пс. 33, 10), кольми паче нам грешным и неисправным необходимо иметь страх Божий, и страх смерти, и страшного суда Божия, и вечных мук во аде, растворяя страх сей надеждою наследовать Царствие Небесное... Страх Божий и памятование четырех последних удерживают от грехопадений, по сказанному: "Помни последняя твоя и во веки не согрешиши" (Сир. 7, 39)» (преп. Амвросий Оптинский).

 При отсутствии страха Божия "человек помрачается и начинает устами празднословить, судить,., злословить и уничижать ближних, и сердцем поучаться в помыслах нечистых" (там же), «Кто не имеет в себе страха Божия, тот открыт нападениям диавольским. Кто не имеет у себя страха Божия, тот парит умом и равнодушен к добру, спит без меры и нерадит о делах своих; тот вместилище сластолюбия, тешится всем, что ему приятно, потому что не боится пришествия Владыки; тот хвалится страстями, любит покой, бегает злостраданий, гнушается смирением, лобызает гордыню. Наконец приходит Господь его и находит его в занятиях Ему не угодных, и растешет его полма, и предаст вечной тьме. Такого человека кто не признает окаянным?» (преп. Ефрем Сирин. Слово о добродетелях и пороках,2).

Поэтому св. отцы наставляли: «Приутруждай тело свое постом, бдением, трудом, чтением Божественных Писаний и внедряй в сердце свое страх Божий, страх огня гееннского и желание Царствия Небесного». (Палестинский патерик,10).

Идущего со страхом не оставит Господь на всех путях его: «Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его» (Пс. 33, 8); «Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.» (Еккл. 8:12-13).

Боящийся Бога приобретает многие блага: «Блажен тот человек, который имеет в себе страх Божий. Он явно ублажается и Святым Духом. Блажен муж, бояйся Господа (Пс. 111, 1). "Богат­с­т­во и сила воз­вышают сердце, но выше того – страх Го­с­по­день: в страхе Го­с­по­днем нет недостатка, и нет надобности искать при нем по­мощи" (Сир.40:26,27).

"Кто боится Господа, тот подлинно, вне всякого вражеского ухищрения, и избежал всех козней врага. В ком есть страх Божий, тот удобно спасается от умыслов злокозненного врага. Враг ни в чем не уловляет его; потому что он из страха не допускает до себя плотских удовольствий. Кто боится, тот не парит умом туда и сюда; потому что ждет своего владыку, да не приидет внезапу и обрящет его ленивым, и растешет его полма (Мк. 13, 36; Мф. 24, 21). В ком есть страх Божий, тот не бывает беспечен; потому что всегда трезвится. Кто боится, тот не предается сну без меры; потому что бодрствует и ждет пришествия Господа своего. Кто боится, тот не остается равнодушным, чтобы не раздражить своего Владыку. Кто боится, тот не ленится, потому что всегда радеет о достоянии, опасаясь подпасть осуждению. Кто боится, тот всегда предпочитает угодное Господу его и приуготовляет это, чтобы Господь, пришедши, похвалил его за многое. Так страх Господень для приобретших оный делается причиною многих благ!» (преп. Ефрем Сирин. Слово о добродетелях и пороках).

Исповедание своих грехов и очищение сердца неотделимо от страха Божия:
  "Луч солнечный, проникший через скважину в дом, просвещает в нем все, так что видна бывает и тончайшая пыль, носящаяся в воздухе; подобно сему, когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи" (преп. Иоанн Лествичник). 
"...Душа наша, умащаемая благодатью Святаго Духа, сладостною исполняется тишиною... Но в такое состояние никто не может придти, ни пребывать в нем, если не будет непрестанно отрезвлять и услаждать душу свою страхом Божиим; ибо страх Господень приносит подвизающимся некий вид непорочности и чистоты" (блаж. Диадох).
"Страх Господень искореняет из души все грехи и всякий вид лукавства" (преп. Антоний Великий, От. 5).


 Утвердившемуся во страхе Божием, дарует Господь высшую добродетель: 
 "Умножение страха Божия есть начало любви" (преп. Иоанн Лествичник). 
"Если человек придержится страха Божия, как должно, то в немногие дни обрящется во вратах Царствия. Придерживаться страха Божия, как должно, значит взяться за свое дело прилежно и со смирением и хранением совести, в хождении пред Богом и людьми" (преп. Исаак Сирин).

 «Любовь рождается от бесстрастия; бесстрастие от упования на Бога; упование от терпения и великодушия, сии последние от воздержания во всем; воздержание от страха Божия, страх от веры в Господа. Верующий Господу боится адских мук. Страшащийся мук воздерживается от страстей. Воздерживающийся от страстей терпеливо переносит скорби. Претерпевающий скорби возымеет упование на Бога. Упование на Бога отрешает ум от всякого земного пристрастия. Отрешенный от сего ум возымеет любовь к Богу» (преп. Максим Исповедник. Главы о любви. Сотница первая ).

  Взыскание этого блага (любви) немыслимо без страха Божия:
 "Никто не может возлюбить Бога от всего сердца, не возгрев прежде в чувстве сердца страха Божия; ибо душа в действенную любовь приходит после того уже, как очистится и умягчится действием страха Божия." (блаж. Диадох Фотикийский);

 "Зодчий хотя и опытен, хотя и очень искусен, впрочем, стоит со страхом и трепетом, боясь упасть со здания. И ты уверовал, совершил много доброго, взошел на высоту. Держи себя крепко, стой со страхом и смотри бодро, дабы не упасть оттуда. Ибо много духов злобы, хотящих низвергнуть тебя" (свт. Иоанн Златоуст).

  "Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу есть самообольщение. Шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия" (свт. Игнатий Брянчанинов).

 "Но совершенная любовь изгоняет страх" (1Ин.4:18). В достигшем этой совершенной добродетели страх растворяется действием благодати Богообщения, "Страх должен растворяться любовью, а любовь страхом... Обоюдное растворение страха и любви составляет истинную добродетель" (преп. Амвросий Оптинский), --  и боящийся Господа страшится потерять это общение выражая тем уже совершенный страх или страх совершенных:

"Вводимым в жизнь добродетельную к исполнению заповедей и избежанию грехов содействует страх мучений вечных. Тем же, которые чрез добродетель достигли до созерцания славы Божией, - иной, подобно тому, сопутствует страх, крайне страшный им из любви к Богу, страх чистый, который и содействует им к неуклонному пребыванию в любви Божией, так как они боятся страшного от нее поскользновения" (преп. Никита Стифат). 

«таковый страшится и соблюдает верность воле Божией не из-за  страха  казней, не для того, чтоб избегнуть (вечной) муки, но потому что, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее» (авва Дорофей)

Св. Федор Эдесский пишет об этом: "Если не по страху наказания, но по отвращению к самим грехам воздерживаемся от них, то действуем по любви к Владыке своему, боясь прогневать Его... Такой страх чист, потому что бывает из-за самого добра, и он очищает души наши, будучи равносилен самой любви".

Страх Божий, таким образом становится как благословенный рай, и облекает его всякою славою (Сир. 40:28):  "Буди же нам в похвалу похвал непрестанную, во-первых, страх Божий, а наконец любовь, - полнота закона совершенства во Христе" (блаж. Диадох).

Комментариев нет:

Отправить комментарий